Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В общем поиске полезного и перспективного

Во второй половине марта УрГПУ открыл двери для педагогов-практиков, собравшихся на III образовательный форум «Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров». В этом году форум стал гораздо масштабнее, а его тематика – шире.  В нем приняли участие более 2 тысяч педагогов нашего региона. Каждое учебное подразделение УрГПУ внесло вклад в программу мастерских. Актовые лекции, научно-методические семинары, конференции, дискуссии, авторские мастер-классы – работа шла в самых разных формах и охватила, пожалуй, весь спектр основных образовательных проблем.

Текст: Татьяна Мостон, Ирина Шаманаева, Елена Карпушева

Image00004.jpgImage00005.jpgImage00005.jpgImage00006.jpgImage00007.jpgImage00001.jpgImage00002.jpgImage00003.jpgImage00004.jpgIMG_5559.JPGIMG_5561.JPGIMG_5569.JPGIMG_5578.JPGIMG_5927.JPGIMG_5928.JPGIMG_5939.JPGIMG_5940.JPGIMG_5953.JPGIMG_5961.JPGIMG_5965.JPG Image00001.jpgImage00002.jpgImage00003.jpg

Форум стартовал 16 марта. Без церемонии открытия, в рабочем порядке первые мероприятия прошли в институте специального образования. Здесь состоялся научно-методологический семинар для широкой аудитории педагогов-дефектологов и специальных психологов. Его провели директор ИСО УрГПУ доцент Ирина Филатова («Подготовка дефектологических кадров в условиях внедрения профессиональных стандартов»),  профессор Ольга Алмазова («Подготовка дефектологических кадров высшей квалификации») и  доцент Людмила Христолюбова («Лингвистический  компонент в подготовке дефектологических кадров»). Среди участников были педагоги массовых школ и школ, обучающих по адаптированным образовательным программам, представители  организаций дополнительного образования, студенты и преподаватели института специального образования.

Поскольку дефектолог – специалист с ярко выраженной междисциплинарной направленностью, работающий на стыке педагогики, психологии, медицины, лингвистики, вопросы, поднятые на семинаре, были очень актуальны для участников. Практические работники получили много информации для собственного профессионального развития и вместе с лекторами исследовали направления, в которых можно расти. Как отметила в своем выступлении Ирина Александровна Филатова, профессиональные стандарты педагога в России являются не рамочными, а уровневыми, и не ограничивают возможности для педагога приобретать все новые компетенции и наращивать профессиональное мастерство.

Исторический факультет для педагогических мастерских выбрал тему «Великая российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания». Считается, что революция 1917 года – одна из самых сложных тем в курсе истории России.

В рамках XXI Всероссийских историко-педагогических чтений, включенных в III образовательный форум «Педагогические мастерские», исторический факультет УрГПУ провел два мастер-класса, творческую встречу с режиссером Евгением Борзовым и конференцию. Одним из самых интересных мероприятий стал круглый стол «Исторический феномен Великой российской революции 1917 года: опыт изучения на уроках истории», который состоялся 23 марта. Ведущая Изабелла Огоновская, советник министра образования Свердловской области, председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области, доцент СУНЦ УрФУ, к. и. н., представила доклад, в котором подробно проанализировала раздел о революции 1917 года в советских, перестроечных и современных учебниках. Великая Октябрьская социалистическая революция постепенно, через Октябрьское вооруженное восстание (1992 г.), захват власти большевиками (1995 г.) превращалась в заговор, военный антиправительственный переворот, антимодернизационный шаг и двухфазовое явление (2008 г.). В последних учебниках отмечаются как позитивное влияние революции (ликвидация сословного неравенства и др.), так и ее негативные последствия (подмена советами институтов парламентского типа, ущемление политических прав большей части населения страны, утверждение однопартийной системы, Гражданская война и др.).

– Тема требует глобального осмысления. Кумиры приходят, кумиры уходят, а правда всегда лежит посередине. 1917-й год можно рассматривать с разных сторон, но единого, правильного, верного ответа на свои вопросы мы никогда не получим, – резюмировала Изабелла Станиславовна.

На круглом столе развернулась интереснейшая дискуссия, в которой приняли участие, кроме историков УрГПУ, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Никита Мельников, доцент исторического факультета УрФУ Татьяна Мосунова, учителя истории школ Екатеринбурга. Директор музея истории УрГПУ Ирина Грибан сделала очень интересную ремарку:

– Анализируя немецкие и российские учебники истории, приходишь к выводу, что в немецких учебниках больше внимания уделяется методическому аппарату, использовано очень много источников. Дети после знакомства с источниками должны сами сделать выводы и составить представление об этих событиях. По моему субъективному мнению, у нас все задания сводятся к тому, чтобы воспроизвести то, что написано в параграфе. А вопросов, которые подталкивали бы учащихся к размышлению, мало.

Говорить со школьниками о революции, не опираясь на источники, на объективные данные экономики, демографии, статистики, не привлекая эго-документы, невозможно, и роль учителя здесь важна как никогда: таков был вывод, сделанный на круглом столе.

Институт социального образования выступил на педагогических мастерских с очень интересной программой, охватившей разные стороны деятельности этого многоликого института. Олег Грибан, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, провел мастер-класс «Продвижение образовательных сайтов и услуг в сети Интернет».  Доктор социологических наук Елена Прямикова, заведующая кафедрой социологии и политологии, предложила педагогам тему «Исследования городского пространства: методы работы с обучающимися». О патриотическом воспитании в образовательной организации с примерами из практики рассказал Иван Попп, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, директор центра реализации студенческих проектов и программ УрГПУ.

Институт филологии, культурологии и межкультурных коммуникаций представил очень много мероприятий для широкой педагогической общественности. 27 марта состоялась актовая лекция доктора культурологии, профессора, заведующей лабораторией региональных образовательных проектов УрГПУ Ирины Мурзиной «Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания».

Ирина Яковлевна привела результаты опроса Фонда общественного мнения. Опрос был проведен в 104 населенных пунктах, 53 субъектов РФ. Респонденты отвечали, кого можно считать патриотом, и какими качествами он должен обладать.

На вопрос: «Как вы думаете, кому в большей степени свойствен патриотизм?» 40% респондентов ответило: «пожилым», 28% – «людям среднего возраста» и только 10% – «молодежи». Видимо, несмотря на рост процента патриотически настроенных людей, в воспитании молодежи еще есть над чем работать.

Вопрос в том, какие формы работы можно и нужно использовать современным педагогам, чтобы патриотическое воспитание носило неформальный характер, строилось на основе искреннего, а не лицемерного отношения к ценностям родной страны. Сегодня зачастую педагоги действуют по инерции: используя традиционные, привычные методы работы. Конечно, они зарекомендовали себя как успешные много лет назад, но современные дети требуют иного подхода, а, значит, педагоги должны искать новые формы, адекватные времени. Особое место было уделено коммуникативно-диалоговым, игровым и проектным технологиям в организации работы по патриотическому воспитанию.

29 марта ИФКиМК организовал встречу с детскими писателями из Санкт-Петербурга Сергеем Махотиным и Михаилом Ясновым. У всех присутствующих осталось позитивное впечатление от общения с людьми, которые делают так много, чтобы культура чтения, уважение к книге не было утрачено у следующих поколений.

Самым массовым мероприятием Педагогических мастерских стал Областной форум учителей математики. Его провел 29–30 марта институт математики и информационных технологий на базе екатеринбургской гимназии № 116.

– Учительское слово – это огромная сила, – сказала на открытии форума Марина Лапенок, директор ИМиИТ. – Его слышат сотни учеников. От того, какие слова и ориентиры наши учителя математики дадут нашим школьникам, зависит и реализация программы Уральской инженерной школы, которая сейчас позиционируется как перспективная идея развития нашего региона. И в целом перспективы нашего региона во многом зависят от того, насколько наши дети будут успешны в освоении математики.

Доклад Ирины Липатниковой, профессора ИМиИТ УрГПУ, лауреата премии Президента РФ в области образования, был посвящен современным подходам к качеству образования и оценке метапредметных результатов обучения математике. Он во многом стал программным для форума, потому что так или иначе метапредметных результатов, универсальных учебных действий, особых свойств мышления учеников, освоивших математику на высоком уровне касались и другие участники. Гостья Екатеринбурга Татьяна Ходот, доцент кафедры геометрии РГПУ им. Герцена (г. Санкт-Петербург), автор учебников по геометрии, во время своего выступления немного посетовала на то, что половина часов, которые раньше отводилась на подготовку по геометрии в вузах, теперь отдана студентам для самостоятельной работы, но порадовалась, отмечая, что немало студентов действительно начинают очень активно и продуктивно работать самостоятельно, важно только, чтобы преподаватель вовремя предложил им свою помощь.

Юлия Водяха, доцент кафедры общей психологии УрГПУ, стала в какой-то степени гвоздем программы – впервые в числе основных спикеров перед учителями математики выступал психолог. Юлия Евгеньевна говорила о психологии интеллектуальной одаренности и о математических способностях учащихся. Она подробно рассказала, чем отличается академическая одаренность от интеллектуальной, и доказала, что именно в области последней лежат и способности к математике. В целом сотрудничество математиков и психологов оказалось очень продуктивным и обязательно будет продолжено.

Институт физики, технологии и экономики в лице директора, профессора Петра Зуева, познакомил собравшихся на форум учителей физики с работой инженерных классов в городе Верхняя Пышма. Профессор Александр Усольцев разобрал наиболее трудные вопросы, связанные с внедрением ФГОС. Педагоги могли вместе с ведущим разобрать типичные ошибки в конструировании «фгосовского» урока по физике. Новые технологии хороши, но злоупотреблять их количеством, забывая о предметности, – значит, действовать в ущерб качеству образования, – таким был вывод, к которому подвел своих слушателей Александр Петрович.  

Институт психологии в этом году отмечает 20-летие, и в рамках Педагогических мастерских здесь состоялась юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Весенняя психологическая секция». На пленарном заседании ведущие ученые и педагоги ИПс – Светлана Минюрова, Людмила Максимова, Наталья Васягина, Равиль Валиев – рассказали о достижениях и перспективах научной работы на своих кафедрах. На секциях обсуждалось множество вопросов, затрагивающих профессиональные обязанности педагога-психолога в дошкольном и школьном образовании, технологии психологической работы, задачи психолога, работающего с детьми в медицинском учреждении, работу с семьей, помощь в детско-родительских конфликтах.

Интересную программу представил географо-биологический факультет.  28 марта здесь прошла секция «Экскурсия как одна из форм экологического просвещения». Ее организовали для географов, биологов и педагогов дополнительного образования преподаватели ГБФ Алексей Данилов, Павел Мещеряков и Елена Дьяченко. Организация и проведение экскурсий в природу – важная часть любой учебной деятельности и подразумевает индивидуальную работу учеников согласно требованиям ФГОС. К сожалению, отметил А.Н. Данилов, особо охраняемые природные территории сегодня не участвуют в экологическом просвещении, мало говорят о взаимосвязи природных объектов, больше рассказывают о красоте окружающей природы. Но кому, как не учителю, воспитывать и образовывать экологически грамотное поколение? Лектор предложил биологам Екатеринбурга, максимально использовать возможности лесопарков города для проведения экскурсий с целью экологического просвещения и организации образовательного процесса по биологии.

 

Пресс-служба постаралась посетить и осветить большинство из мероприятий Педагогических мастерских. В обзоре представлены не все события этих насыщенных двух недель, но даже по отдельным мероприятиям видно, что польза для учителей, и действующих, и будущих, была несомненна. Преподаватели УрГПУ ответили на конкретные вопросы педагогов и продемонстрировали более широкий взгляд на проблематику дошкольного, общего, специального образования. Эти дни совместного творчества и напряженного поиска обязательно найдут продолжение и в повседневной учительской работе. 

Фото: Александра Карпушева, Василий Васильев.