Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Вектор развития образования

Более двухсот педагогов из 146 образовательных организаций Екатеринбурга и  Свердловской области встретились 26 февраля на площадке Уральского государственного педагогического университета на форуме «Профессиональный стандарт педагога: вызовы и перспективы». Лейтмотивом форума стала парадоксальная, на первый взгляд, мысль: учителя, представители одной из самых стабильных и в хорошем смысле консервативных профессий на свете, для того, чтобы быть профессионально состоятельными, должны уметь… меняться. Помните девиз подводного корабля капитана Немо: «Mobilis in mobile», что значит «Подвижный в подвижной среде». Это практически символ современного педагога, адекватно отвечающего на вызовы нашего динамичного времени.

Текст: Ирина Шаманаева

4349.jpg

Именно с этой мысли начала свое выступление начальник управления образования Администрации г. Екатеринбурга Екатерина Сибирцева: учитель должен быть человеком, постоянно меняющимся в меняющемся мире.

–– Что такое профессиональный стандарт, насколько он нам нужен? К каким эффектам приведет его внедрение? Прежде и для меня это было большим вопросом. Но сегодня мы понимаем, что необходимость в нем действительно назрела. Это не просто набор компетенций, это скорее целевой ориентир, к которому мы все должны стремиться. И в первую очередь он является ориентиром для тех вузов, которые готовят сегодня молодых педагогов, которые будут определять завтрашний день российского образования. Профессиональный стандарт показывает нам, что успешным в педагогике будет тот, кто обладает гибкостью, умеет меняться, кто понимает вызовы времени и умеет им отвечать.

Ректор УрГПУ Алевтина Симонова высказалась за конструктивное сотрудничество университета с областными образовательными организациями и подчеркнула, что УрГПУ с момента своего основания и по сей день видит свою миссию в обеспечении кадрами образовательных организаций нашего региона:

–– Мы считаем, что все наши направления подготовки ориентированы на образование, потому что школам и детским садам нужны не только педагоги. Им также нужны управленцы, экономисты, инженеры, разработчики программного обеспечения и методических материалов, – сказала Алевтина Александровна.

Все делегаты форума, разумеется, знают, что УрГПУ вместе со Свердловской областью является одной из 21 стажировочных площадок по введению профстандарта педагога в России. В ходе апробации стандарта сложились продуктивные партнерские отношения с другими вузами. Перед открытием пленарного заседания было зачитано приветствие участникам форума, которое пришло из Москвы – от Юрия Михайловича Забродина, возглавляющего команду разработчиков обсуждаемого документа из Московского государственного психолого-педагогического университета. Свое приветствие прислал наш партнер, Балтийский федеральный университет имени И. Канта (г. Калининград).

Главная тема была рассмотрена на форуме комплексно, с разных точек зрения: качества работы педагога, развития приоритетных направлений повышения квалификации воспитателей и учителей, формирования педагогических команд как условия эффективного внедрения инноваций. Обсуждалось немало других вопросов. Первый проректор – проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова, координатор стажировочной площадки в Свердловской области, в своем докладе кратко изложила основные пункты, в которых внедрение стандарта принесет педагогам «перемену участи», и объяснила, почему этого не надо бояться. Соответствие стандарту, подтвержденное сертификатом после сдачи профессионального экзамена, – это гарантия трудоустройства педагога в любой точке нашей страны. Ничего, кроме наличия нужной вакансии в выбранной школе, от него уже не потребуется. К тому же это объективная, не зависящая от чьей-то воли гарантия получения надбавок к окладу и основание  для продвижения по карьерной лестнице.

К слову, о карьере. Педагог – профессия, ориентированная не на вертикальный взлет, а на движение по горизонтали.  Это человек, который обогащает других прежде всего содержанием своей деятельности, богатством собственной личности, – подчеркнула Светлана Алигарьевна, – и очень важно, чтобы стабильно, годами педагог был интересен себе и окружающим. Уровень квалификации не зависит от стажа. Он зависит только от того, насколько педагог владеет трудовыми функциями. Любой человек, окончивший педагогическое учебное заведение, может сдать такой экзамен и быть квалифицированным по одному из четырех уровней. 1 уровень – знаниевый, практико-накопительный; 2-й – практико-ориентированный, организационно-творческий; 3-й – практико-диагностический, методический; 4-й – исследовательский, руководящий, экспертный, наставнический. И всегда есть моральный и материальный стимул стремиться стать педагогом-исследователем, педагогом-экспертом.

На форуме свидетельства о статусе базовых площадок по внедрению  стандарта из рук ректора УрГПУ получили порядка двадцати образовательных организаций Свердловской области. А значит, есть желание уже сейчас начать работать по-новому, и есть ресурс, который позволит постоянно «держать руку на пульсе» в ситуации внедрения профстандарта.