Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Вектор развития образования

7 июня на базе детского сада № 12 «Радуга» г. Березовского состоялось обсуждение профстандарта педагога-психолога. В нем приняли участие профессор кафедры психологии образования института психологии УрГПУ Наталия Васягина, доцент кафедры психологии образования и педагог-психолог БМАДОУ № 12 Елена Григорян, директор БМАДОУ № 12 Марина Конева, педагоги этого детского сада, педагоги-психологи других образовательных организаций.

Текст: Ирина Шаманаева
1caf6a5c59a8c0da708d3a796b233a5c.JPG

С детским садом «Радуга» институт психологии УрГПУ связывают дружеские и партнерские отношения. Здесь работает выпускница ИПс Елена Григорян, сюда приходят на практику студенты. Это самое крупное дошкольное образовательное учреждение в Березовском, красивый, современный детский сад, оснащенный в соответствии с самыми современными требованиями к дошкольным образовательным учреждениям. БМАДОУ состоит из 3 детских садов, в нем работает 21 группа, воспитываются дети от 2 до 7 лет. Достаточно большой процент обучающихся составляют дети с особыми образовательными потребностями (до 5 человек в каждой группе), и, разумеется, проблемы психолого-педагогического сопровождения этих детей здесь всегда стоят в повестке дня. Но администрация и педагогический коллектив считают, что задачи педагога-психолога не должны сводиться только к этому. Семинар стал ярким подтверждением того, что в рамках профессионального стандарта педагога-психолога трудовых функций у этой категории специалистов очень много, и раскрыть их можно очень интересно. 

ab1195b23e214510c1a67199f799939e.JPG 

Профессор УрГПУ Наталия Васягина кратко рассказала о том, что собой представляет и для чего внедряется профессиональный стандарт педагога-психолога. Основная задача его разработчиков — объединить усилия ученых и практиков и четко, понятно описать данный вид деятельности. «Мы можем гордиться как нашими педагогами, так и педагогами-психологами, потому что именно консолидация наших усилий послужила тому, что профстандарт педагога-психолога принят, и с 1 января 2017 года даже вступил в силу», — отметила Наталия Николаевна. Профессиональный стандарт регулирует трудоустройство, должностные обязанности, процедуру аттестации и выступает механизмом, который влияет на качество профессиональной деятельности и определяет направления профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-психологов. 


Профессия педагога-психолога вошла в Справочник востребованных профессий XXI века. 

— Мы считаем большим плюсом увеличение числа педагогов-психологов в Свердловской области. Когда мы начинали работать над апробацией профессионального стандарта, у нас в области было 511 психологов, которые занимали 400 с небольшим ставок. На октябрь 2016 года их уже 711, количество ставок тоже увеличилось. В каждом образовательном учреждении теперь, в соответствии с региональным законодательством, должен быть педагог-психолог. К повышению престижа профессии, к осознанию значимости профессии педагога-психолога в образовательных учреждениях мы тоже причастны, — сказала Наталия Николаевна. 

Повестка семинара включала в себя доклады «Роль психологической службы дошкольной образовательной организации в условиях развития российского образования» (Е. Кропинова), «Особенности психологической службы дошкольной образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога-психолога» (Е. Григорян и Е. Загайнова), мастер-класс «Подвижные и интерактивные занятия „Играй и развивайся“ в практике педагога-психолога в ДОУ» (Е. Марголис) и круглый стол «Критерии оценки эффективности педагога-психолога в ДОУ». После этого участники подвели итоги семинара. 

507b3998a2bf93b5ff8efde5bece13b1.JPG

Очень интересным было сообщение Елены Григорян об экспертизе и самоэкспертизе трудовых функций и компетенций педагога-психолога. Елена Николаевна окончила аспирантуру в институте психологии УрГПУ и является кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии образования, а кроме этого работает педагогом-психологом в БМАДОУ № 12. Она познакомила аудиторию с возможностями применения технологии SWOT-анализа. С его помощью можно оценить уровень трудовых функций, представленных в профессиональном стандарте, у конкретного специалиста. Елена Николаевна продемонстрировала это на собственном примере. Анализ включает исследование «внутренних факторов» — Strengths (сильных сторон), Weaknesses (слабых сторон), и факторов внешней среды — Opportunities (возможностей) и Threats (угроз). Сильные стороны выявляют преимущества специалиста, слабые стороны — недостатки его подготовки, возможности — факторы, помогающие ему исполнять свои трудовые функции на самом высоком уровне и совершенствовать свое профессиональное мастерство, угрозы — факторы, всему этому мешающие. SWOT-анализ позволяет наглядно увидеть, что преобладает и влияние каких факторов может стать преобладающим. В случае Елены Николаевны как педагога-психолога ДОУ слабыми сторонами можно было назвать отсутствие опыта работы с дошкольниками и детьми с ОВЗ, но этот фактор перекрывается сильной стороной — профессиональной квалификацией уровня «педагог-исследователь», «педагог-наставник». При наличии развитых профессиональных компетенций набор недостающего опыта проблемой не является. 

Знакомство с БМАДОУ № 12 оставило очень позитивное впечатление, а разговор получился интересным и конструктивным. Учитывая, что обсуждение профессиональных стандартов по-прежнему собирает очень большие аудитории и вызывает интерес педагогической общественности, говорить об этом нужно регулярно, и образовательные организации, подобные той, которая стала площадкой нынешнего семинара, могут выступать в качестве ресурсных центров — методических, кадровых и так далее — для своих коллег. 

Текст и фото: Ирина Шаманаева