Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Учатся просеивать муку

«Педагогическая интернатура» – понятие для сферы образования относительно новое. В переводе с латинского «internus» означает внутренний, и ассоциируется с последипломной стажировкой выпускников медицинских вузов. В то же время определение отражает этап профессионального сопровождения, освоения профессии под руководством кафедры до становления самостоятельным специалистом.

Текст – Наталья Паэгле

 

– В педагогическом образовании такой традиции пока нет, но она уже формируется, в том числе и в рамках Государственной программы РФ «Развитие образования на период 2013–2020 гг.», где в разделе о необходимости введения обязательной формы подготовки педагогических кадров используется понятие именно «педагогическая интернатура», – комментирует Наталия Леоненко, директор Центра академического взаимодействия УрГПУ.


На 2015–2016 год на базе Центра академического взаимодействия была создана проектная группа для разработки программы дополнительного профессионального образования «Педагогическая интернатура». В группу разработчиков вошли представители Института специального образования, Института психологии и профильных кафедр – теории и методики обучения математике, физике и истории. Со стороны практиков в проектную группу вошли педагоги гимназии № 116 и школы № 140. Если говорить официальным языком, то цель интернатуры заключается в том, чтобы компетенции бакалавров-педагогов привести в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога, который сейчас обсуждается на всех уровнях, и новых федеральных стандартов школьного образования. Обучение в интернатуре проходит параллельно с обучением в вузе, без изменения срока получения образования.


– Почему нельзя назвать такую подготовку просто стажировкой, и чем педагогическая интернатура отличается от практики? – обращаюсь с вопросом к Наталии Леоненко.

– Стажировка, как приобретение опыта работы, является составной частью интернатуры наряду с лекциями и научно-исследовательскими семинарами. А практика в большинстве случаев – это односторонний процесс, в котором вуз проектирует программу и контролирует ее выполнение практикантом. При этом критерием оценки работы студента становится отчет о выполнении стандартного перечня заданий и не менее стандартная характеристика с базы практики, удивительно мало отличающаяся от студента к студенту. Но способен ли будет студент продемонстрировать реальные компетенции – мы не знаем, даже если отчет у него безупречен, – объясняет Наталия Олеговна. – Кроме того, даже хорошо освоенные «вчера» конкретные умения могут вообще не пригодиться завтра в быстро меняющихся условиях школы. В рамках интернатуры компетенции проектируют, формируют и оценивают представители школы и кафедры в тесном сотрудничестве. Знания, полученные интернами в университетской аудитории, переносятся на практику под чутким руководством педагогов в школе, а освоенное трудовое действие подвергается рефлексии с точки зрения теории и практики. Такое партнерство университета и школы позволяет сформировать не конкретный навык под конкретную ситуацию, а профессиональное мышление педагога, что является условием выбора эффективных действий в ситуации постоянных изменений и неопределенности.

 Посетив базу интернатуры гимназию № 116, где ведут уроки студенты института физики, технологии и экономики, а также института математики, информатики и информационных технологий убеждаемся в том, что ребята на самом деле работают в классах. Директору гимназии Ларисе Ефимовне Ждановой идея проекта близка: «На мой взгляд, он способствует тому, что будущие преподаватели – нынешние студенты, с одной стороны, почувствуют красоту педагогического труда, с другой – узнают, как реально учитель работает и как готовится к урокам, насколько ответственно нужно к этому относиться».

В гимназии работает целый десант интернов под руководством Ирины Геннадьевны Липатниковой, заведующей кафедрой теории и методики обучения математики. Почти безупречно ведет урок третьекурсница Ксения Старкова, уверенно чувствуя себя в роли учителя, которого она временно замещает.

            В свою очередь школа № 140 является базой для студентов исторического факультета. Дарья Кузьмина, студентка 3 курса, обучающаяся по профилю «Педагогическое образование и история правоведения», делится своим мнением сразу после урока: «Первые впечатления – очень позитивные. Наставники – Татьяна Эдуардовна Пермякова, учитель истории и обществознания школы № 140, и Ирина Леонидовна Бахтина, декан исторического факультета УрГПУ, хорошо к нам настроены. Предоставив полную свободу действий, они в то же время анализируют нашу деятельность, помогают адаптироваться в школе. Работают с нами и другие преподаватели: недавно прошло занятие по психологии, где нам рассказали, как заниматься с одаренными детьми и выстраивать отношения с педагогами и родителями».

В свою очередь Татьяна Пермякова говорит о том, что основная проблема заключается не в незнании материала и методики студентами, а в их боязни детей, неумении владеть классом. Отсюда скованность, дискомфорт.


– Мне кажется, что в университете студенты должны использовать формы работы с малыми группами, чтобы чувствовать обратную связь, не бояться приблизить детей к себе.

Надо сказать, что Татьяна Эдуардовна снимает уроки своих интернов на видео, чтобы объективно оценить – что получается хорошо, а над чем нужно работать.

Оценивая взаимодействие школы и вуза, Наталия Леоненко отмечает:

– Программа интернатуры направлена на формирование тех компетенций, которые необходимы учителю современной школы для эффективной работы, но еще не учтены в программах подготовки педагогов. Речь идет о работе с разными категориями детей – одаренными, детьми с ОВЗ и другими, практической педагогической деонтологии, работе учителя с журналом, сетевым городом и другими документами.

Анализируя урок другой своей подопечной Лики Хиладзе, также третьекурсницы исторического факультета, профиля «История и правоведение», Ирина Леонидовна Бахтина комментирует: «Урок начала грамотно, включила детей в работу, формируя навыки устного ответа. Привлекает различные технологии подготовки к уроку, дети работали с визуальными образами – показывали свои рисунки по теме «Александр Македонский».

Реальную пользу от внедрения педагогической интернатуры видит и Александра Викторовна Журавлева, директор школы №140.

– К нам пришли интерны. Это нужно было сделать давно. Ведь сегодня наблюдается «провал» в среднем образовании, не хватает педагогов. Интернатура предполагает формирование мотивированных кадров учителей, которые, смогут различать технологию и методику. Я это различие объясняю на примере бисквита. Методика – это, когда берешь яйцо, муку, сахар и взбиваешь. А технология – это требование к процессу. Мука должна быть просеяна, яйцо – теплое, а сахар лучше брать в виде пудры, вот тогда получится хороший бисквит.

Технология для интернов – это когда они заходят в разные классы, видят разных ребятишек, узнают их судьбы, их семьи. И начинают понимать: вот с этим ребенком я начинаю работать так, а с тем – по-другому. То есть они учатся просеивать муку.

Фото: Вадим Осипов