Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Инноватика

Мы - с Урала, и этим гордимся!

– Ваши ожидания от сегодняшнего занятия? – на этот привычный вопрос Евгении Владиславовны Коротаевой, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии детства одноименного института УрГПУ (ИПиПД), сыплется шквал ответов:

– Узнать что-то новое о проектах.

– Более глубоко погрузиться в проектную деятельность.

– Познакомиться с конкретными проектами.

   Текст: Татьяна Мостон

Неожиданно поток ожиданий прерывается появлением опоздавших.

– О, опоздавшие! – восклицает Евгения Владиславовна радостно. – Пойте!

Девушки нерешительно мнутся в дверях, подбирая себе репертуар.

– А можно стихотворение рассказать?

– Можно!

– Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно…

– Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам…

После поэтической пятиминутки в назидание нарушителям дисциплины поток ожиданий от предстоящего занятия продолжается:

– Хочу узнать, как составлять проект.

– А у меня негатив к слову «проект». Все об этом говорят, и все что-то требуют, требуют. И еще я боюсь, что Вы что-нибудь такое скажете, что я обязательно выйду и скажу себе: «Срочно хочу проект сделать! Нет, два!».

На четвертом курсе идет второе занятие «Проектирования в дошкольной образовательной организации». И сегодня Евгения Владиславовна рассказывает о регионально ориентированной программе «Грани Урала», разработанной ею в соавторстве с кандидатом педагогических наук Мариной Валерьевной Бывшевой, о программе-победителе грантового конкурса Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ).

– Когда мы говорим маленькому ребенку о патриотизме, для него это очень общая, абстрактная информация, необходимо, чтобы человек социально созрел, – рассказывает Евгения Владиславовна. – Жизнь ребенка развивается по сценарию: я сам, моя семья, мой дом, мой детский сад, мой район, моя школа и так далее по нарастающей. Если ребенка научить принимать и любить то, что вокруг него, когда он подрастет, это ценностное отношение к Родине трансформируется в патриотизм, но при этом мы еще воспитаем активную жизненную позицию. Сегодня к нам приезжают мигранты и с запада, и с востока, они отправляют детей в детские сады, школы. Понятно, что мы не можем заставить их полюбить эту новую страну, но мы можем показать, насколько она интересна и уникальна через наш Урал. В своей программе мы рассказываем о той земле, на которой мы живем здесь и сейчас, чем она отличается от всех остальных и за что ею можно гордиться.

Самое интересное в этой программе, что она не предлагает готовых разработок.  Большинство педагогов ждут цикла занятий, где расписано каждое слово. А им говорят: найдите информацию об Уральской земле сами. Воспитатели разрабатывают познавательные маршруты, показывают их специалистам университета, которые дают экспертное заключение. За год ребенок проходит два познавательных маршрута, и постепенно у него складывается впечатление о месте, где он живет. Дети осваивают пространство своего микрорайона, выезжают на экскурсии выходного дня, сотрудники музеев приходят в детские сады, рассказывая о «чудесах Уралии», мотивируя детей и родителей пойти в этот музей.

– А с точки зрения эмоциональной составляющей какие песни и стихи вы знаете о нашем городе? А есть у нас на Урале какие-нибудь места, которых нет ни на одной другой территории нашей страны?

– Много чего есть классного. Обелиск Европа-Азия.

– Ганина яма, Чертово городище, стоянка первобытного человека в Палкино. Невьянская башня. Нижнетагильские подносы.

– Сейчас очень важный момент: чувствуете, с каким энтузиазмом Лида об этом говорит? Если этого энтузиазма, когда вы будете рассказывать о своей земле, о своей Родине, дети не увидят, ваш рассказ в душу к ним не проникнет. У детей в первую очередь включаются эмоции, потом действия, а уже потом формируются знания. Дать знания в дошкольном возрасте – это третья задача. Эмоции, действия, и только потом когнитивный компонент.

– Во многих детских садах ведутся программы по краеведению, – возражают четверокурсницы, неоднократно побывавшие на практике в дошкольных учреждениях.

– Есть программа «Мы живем на Урале», – не сдаются девушки.

– Да, есть. Она построена на сильной интеграции культурного и религиозного (православного) компонента. Но наш край отличается наличием множества религий. Если мы в детском саду рассказываем только об одной религии, тогда все остальные национальности и их исторические корни, их культурные и религиозные традиции отодвигаются. Является ли это справедливым и толерантным? Поэтому мы предложили вариант, где мы знакомим дошколят с географией, историей, традициями, особенностями земли Уральской, чтобы это объединяло, а не разъединяло самые разные народы и национальности.

– Почему программа называется «Грани Урала»?

– Урал – это камни, горы, самоцветы, кристаллы. Чем больше у кристалла граней, тем выше его качество. Граней у нашего Урала невероятное количество. Можно повернуть любой стороной. Грань – это один из познавательных маршрутов. Если мы путешествуем по неосвоенной территории, мы можем предложить дорожную карту?

– Нет.

– А маршрут можем? Это не дорога, но путь, который мы разрабатываем сами и сами по нему идем. Мы прокладываем маршрут вместе с детьми их родителями, узнаем свой Урал, любим его, начинаем им гордиться, и тем самым обретаем социальные качества, о которых уже говорили ранее. Познавательный маршрут – это составленная (спроектированная) взрослым (воспитателем, родителем) образовательная траектория, в процессе освоения которой ребенок приобщается к культурно-историческому окружению родного края, проникается чувствами гордости за малую родину, уважения к труду людей, населяющих этот край, формирует готовность к участию в социально созидательных событиях ближайшего социума.

– С точки зрения истории что есть у нас на Урале?

– Добыча руды, сказы Бажова, камнерезное искусство, нижнетагильские подносы.

– А зачем нужны современные праздники? День города, весенняя уборка – это социально значимые деяния? Если пришли всей семьей и убрали двор – это же и есть то самое действие на благо района, на благо города, где они живут, вызывающее чувство сопричастности. Реализацию программы мы начали с курсов повышения квалификации педагогов, где показали несколько мультфильмов. И вдруг выяснилось, что мультфильм с долгими созерцательными видами дети смотреть не будут. Есть масса информации об Урале, но ее необходимо адаптировать под дошкольный возраст. Учитесь смотреть вокруг с точки зрения того, что из этого воспримут дети.

– Ребенку задаются векторы освоения окружающей среды: родители делают это, как правило, стихийно; воспитатели детского сада – целенаправленно в соответствии с образовательной программой, – продолжает Евгения Владиславовна. – Цель программы заключается в формировании и закреплении у детей дошкольного возраста потребности узнавать об исторических и современных событиях своей малой родины, принимать участие в социально значимых деяниях, формировать чувство сопричастности, осознавать себя субъектом социальной жизни. В чем заключается чувство сопричастности?

– Дети должны чувствовать себя частью своей Родины, ее истории, своего города.

– Да, и тогда им хочется защищать ее на разных уровнях: в спорте, в военных событиях, в политике, в журналистике…

– Даже грань проекта, которая вызывает вопросы – это уже повод для обсуждения, для поиска информации. Главное, чему мы учили педагогов, участвующих в программе – каждый маршрут должен выстраиваться по определенной траектории – иметь интересное эмоциональное начало, зачин, развитие сюжета, кульминационное событие и постепенный выход.

В качестве кульминации сейчас проводят фестивали, живые журналы, включают родителей, которым тоже становится интересно рассказать о себе, о своей профессии, о своей семье, об улице, на которой они живут. Проект постепенно обрастает соучастниками, соисполнителями. Тем более, что в федеральном государственном стандарте дошкольного образования есть указание на то, что 40 процентов образовательных программ должны разрабатываться участниками образовательной деятельности. И «Грани Урала» предоставляет такую возможность.

– В 2014 году мы разработали программу, подготовили педагогов, апробировали первые маршруты, – отвечает Евгения Владиславовна на вопрос о сроках реализации программы, – в 2015 году шла ее апробация на семи инновационных площадках, в конце года мы представили педагогической общественности опыт работы по педагогическому сопровождению процесса формирования ценностного отношения к малой родине у детей на предшкольной ступени. Провели две городские конференции «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь». В 2016 году начали внедрять эту программу в другие детские сады, которые заявили: «Мы тоже хотим, чтобы о нас говорили!». За это время появились другие интересные проекты, такие как «Академия изобретательского творчества», но «Грани Урала» очень востребована, она не может исчерпать себя, потому что Урал неисчерпаем. Да, мы – с Урала, и мы гордимся этим.

В конце занятия студентки поделились своими впечатлениями по поводу того, что услышали:

– Проект уникальный, интересный.

– Я поняла, что сложно не столько создать проект, сколько воплотить его в жизнь.

– Тема Урала неисчерпаема, и мы должны детям давать уникальные знания.

– Это интересный проект для реализации в детском саду.

– Об Урале надо узнавать, узнавать и узнавать. Я родилась не здесь, поэтому мне это особенно необходимо.

– Проект разнообразный и интересный для нас как для будущих педагогов.

Евгения Владиславовна не забыла о требовательном отношении к проектам одной из девушек:

– Лида, помню, что даже слово «проект» тебе уже надоело, но захотелось ли тебе поучаствовать в проекте?

– Я ждала, что вы меня об этом спросите. Разработка проекта – это колоссальная работа. Но заниматься этим проектом в качестве воспитателя мне было бы интересно.

Я попросила Евгению Владиславовну рассказать о неожиданном китайском продолжении проекта.

– Поскольку мы начали разрабатывать тему ценностного отношения к малой Родине, то аспирант Светлана Степановна Белоусова выбрала тему: «Сравнительный анализ ценностного отношения к Родине в детских садах России и Китая». У нас в стране полифункциональный подход к этой проблеме, существует бесконечное количество вариантов. В Китае же идеологический подход, одно главное направление. Какие предлагаются цели, какими способами это решается и какие в итоге результаты в той и другой стране? Как вы думаете, где явственнее демонстрируется ценностное отношение к Родине?

– В Китае, – безоговорочно считают студентки.

– Почему?

– Потому что у них не прерывалась передача исторических ценностей, существующая испокон веков, и очень сильна идеология.

– Значит, перед нами стоит важная задача: в изменившихся социокультурных условиях найти формы и варианты, позволяющие сформировать у наших детей ценностное отношение к стране, в которой они живут. Все грани проекта пересекаются и перетекают одна в другую, формируя представление об Урале как самобытной земле, которую стоит любить, о России, которой стоит гордиться. 

Фото Александры Карпушевой