Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Инноватика

Соединить несоединимое

Записала Татьяна Мостон  

Человек, своей энергией и обаянием соединяющий все и всех, устанавливающий тесные связи с учеными Болгарии, Казахстана, Германии, связывающий детские сады, школы и университеты, направления искусства, студентов разных национальностей. Доктор педагогических наук, профессор, председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по музыкальному и художественному образованию, эстетическому воспитанию и филологии, заведующая кафедрой музыкального образования института музыкального и художественного образования Наталия Григорьевна Тагильцева более 40 лет работает в Уральском государственном педагогическом университете. Ей – слово.
IMG_6336.JPGIMG_6360(2).jpgIMG_5547.JPGIMG_6366.JPGIMG_6336.JPG IMG_6360(2).jpgIMG_5547.JPGIMG_6366.JPG

Профессия

В моей трудовой книжке зафиксировано только одно место работы – Уральский государственный педагогический университет.

Я окончила с отличием Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского, и мой педагог – Галина Петровна Рогожникова предлагала мне работу хормейстером в Театре оперы и балета. Но поскольку мой муж был летчиком гражданской авиации, я не могла себе позволить заниматься профессиональной деятельностью, предполагающей гастроли. Поэтому сразу после окончания консерватории, в 1976 году пришла на работу в Педагогический институт. Сначала работала на факультете начальных классов, к которому у меня до сих пор самое трепетное отношение. Затем перешла на музпед, окончила аспирантуру в Институте художественного воспитания в Москве, там же защитила кандидатскую, а затем – докторскую диссертации. С 1993 года вступила в должность заведующей кафедрой. Очень люблю свою профессию, с большим уважением отношусь к коллегам, а своих студентов считаю самыми талантливыми и креативными. 

Евразия

Мне все время хочется доказать, что педагоги-музыканты являются социально востребованными людьми. Поэтому мы на кафедре стараемся «держать марку» отечественного музыкально-педагогического воспитания – разрабатывать и осуществлять новые проекты. С болгарскими коллегами, а также с коллегами из Казахстана мы разработали проект «Музыкальное образование на евразийском пространстве», включающий три вуза: УрГПУ, Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева в Петропавловске и Юго-Западный университет им. Неофит Рилски в Благоевграде, Болгарии. 

Болгария

В апреле вместе с заведующей музеем истории УрГПУ Ириной Грибан мы были в Болгарии на конференции, посвященной 140-летию Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где погибли тысячи русских солдат. Болгары чтят память об этой войне, помнят об участии российских солдат в освобождении страны от турецкого ига, длившегося почти 500 лет, и очень широко празднуют это событие. На конференции я рассказывала об исторических казачьих песнях, которые в ту пору были созданы русскими солдатами. Заключение моего доклада – демонстрация видеозаписи казачьей песни, созданной в 1877 году, которую исполняли студенты нашего института – ансамбль «Братчина» – вызала бурные аплодисменты и российских, и болгарских участников.  

В Болгарии у нас тесные связи с доктором педагогических наук, профессором Лидией Цветановой-Чуруковой. В марте по скайпу мы организовали лекцию Цветановой-Чуруковой по вальдорфской педагогике для учителей музыки и студентов. После лекции Лидию буквально завалили вопросами, настолько это было интересно. Это был первый этап реализации вышеуказанного проекта.

Сейчас мы готовим он-лайн конференцию, где продолжим разговор о вальдорфской педагогике, о проблемах музыкального и художественного образования в России, Болгарии и Казахстане.

У нас прекрасные связи с Софийским университетом, с доктором педагогических наук, профессором Галиной Стояновой. В этом году мы провели он-лайн курсы повышения квалификации для пяти педагогов нашей кафедры и преподавателей Тюменского государственного университета. Вместе с сертификатами об окончании этих курсов мы получили болгарские учебники музыки, ряд работ Стояновой и других авторов. Проанализировав полученные материалы, мы написали статьи по сравнительной педагогике в Болгарии и России.

С Болгарией у нас тесны культурные связи и одинаковые культурные традиции. Например, письменность, созданная Кириллом и Мефодием, которые были родом из греческого Салоника, где сложилась значительная община так называемых солунских или македонских славян, которым близки современные болгары и македонцы. А для православных песнопений русские брали тексты у болгарских певчих, поэтому только знатоки могут определить, к какому народу – русскому или болгарскому – они относятся, т.к. поются на старославянском языке.

Казахстан

Совместный проект с Казахстаном – это реализация в казахстанских школах программы по народному творчеству, которую разработала и защитила моя аспирантка Л.В. Добровольская в диссертационном совете нашего вуза. Сейчас мы совместно разрабатываем модули для уроков музыки в школах Казахстана по ознакомлению учащихся казахстанских школ с народными музыкальными инструментами.

Почему этот проект актуален в казахстанских школах? У русского народа популярной формой музицирования является хоровое пение. У казахов хора не было, они кочевники, поэтому у них хорошо развито инструментальное творчество, а музыкальные инструменты казахи создавали из различных материалов, вплоть до копыт животных, которыми исполнители отмечали метро-ритмические основания музыки. 

Китай

Еще один интересный проект, который мы заявили на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, «На Урале мы живем». Раз у нас учатся китайские студенты, они знакомятся с культурой Урала. Вот мы и решили их включить в мужской казачий ансамбль «Братчина». Они и с ребятами общаются, и русские песни учат, и, главное, учатся русскому языку.

Китайцы – на редкость музыкальная нация, они все очень хорошо поют, в чем убедились слушатели на юбилейном концерте ансамбля «Братчина», когда китайские студенты вместе с нашими казаками исполняли «Уральскую рябинушку» Евгения Родыгина. Если в Москве нашу идею одобрят, то они все: и русские студенты, и китайские, войдут в делегацию от нашей           области и будут представлять ее в Сочи.

Германия

В сентябре 2016 года я давала мастер-класс в Касселе ( Германия) в оперной студии «Бельканто», которая функционирует при Жан Поль гимназии. Руководитель этой студии Анна Штерцер сумела привлечь в студию студентов, магистров, работников детских садов, людей с ограниченными возможностями здоровья, и не только немцев, но и японцев, украинцев и других национальностей, любящих оперное творчество. Оперные спектакли студии всегда проходят с полным аншлагом.

В 2015 году я ездила к ним на повышение квалификации, и они уже тогда меня спрашивали об особенностях хорового и ансамблевого исполнительства в русских операх. И на следующий год я уже разучивала с ними хоровые фрагменты из опер Чайковского. Немцы вообще поют либо слишком технично, либо по-итальянски (бельканто). Пришлось объяснять, что в наших операх звук всегда связан со словом, поэтому и техника, и прекрасное пение должны быть подчинены смыслу того, что исполняется. 

32-я школа

С 2013 года реализуется разработанный совместно с 32-ой школой проект «Инновационная среда в развитии художественно одаренных детей». Этот проект позволил школе войти в список региональных инновационных площадок. Суть в том, чтобы создать среду, которая выявляет и воспитывает художественно одаренных детей от детского сада до вуза. Разработана четкая взаимосвязь между пятью детскими садами, 32-ой школой и нашим вузом. Заключены двусторонние договоры.

Одаренные дети выявляются в детском саду. С 4-5-летними малышами занимаются учителя школы и наши студенты в русле педагогической практики, готовят с ними музыкальные сказки, различные театральные представления. Затем дети поступают в «стартовую школу», имеющуюся при школе № 32. С ними ведутся занятия по музыке, ИЗО, хореографии. Часть занятий ведет одна из наших перспективных студенток Екатерина Согрина, которая только что приехала с престижного конкурса научных студенческих работ (Казанский федеральный университет), где получила диплом первой степени.

В результате включения ребенка в разные виды художественной деятельности он выбирает для себя тот, которым хотел бы заниматься углубленно. Отметим, что в школе № 32 существуют музыкальный, художественный и хореографический классы. После окончания школы часть детей поступает в УрГПУ (институт музыкального и художественного образования), в Архитектурный университет, в Училище им. Шадра и др.

Пока детей, прошедших полную программу детский сад-школа-вуз, еще нет. Но цикл школа-вуз некоторые дети уже прошли. На днях блестяще прошла защиту курсовой работы уже упоминавшаяся студентка третьего курса Катя Согрина, выпускница 32-й школы. По индивидуальному образовательному маршруту в УрГПУ занимается школьник Даниил Никулин, который посещает вместе с нашими студентами занятия по эстрадному ансамблю.

Результаты работы по проекту в феврале 2016 года были представлены на городском научно-практическом семинаре «Организация и содержание работы школы с художественно одаренными детьми», на котором я представила доклад. 

Полихудожественное воспитание

Научная тема, которая привлекает меня уже много лет – полихудожественное воспитание детей и юношества. Искусство – это то, что дает каждому из нас возможность узнать и понять другого человека, его чувства, переживания. Эта коммуникативная функция искусства в педагогике, пожалуй, является одной из главнейших, потому что в процессе размышления о музыке, живописи, кинокартине ребенок развивается духовно. Я полностью разделяю и еще одну позицию наших великих российских педагогов – В.А. Сухомлинского и Д.Б. Кабалевского – о том, что художественное, в том числе и музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта или художника, а воспитание человека. Поэтому искусство в единстве его видов, форм, направлений – т.е. в полихудожественном контексте – может иметь огромный воспитательный потенциал и для детей, и для студентов.

Семья

У нас с мужем двое детей, два внука. Дочь – врач, сын занимается автомобильным бизнесом. Старший внук учится в Высшей школе экономики  в Москве, младшему четыре года – отлично поет, танцует, умоляю родителей отдать его в музыкальную школу. Старший внук купил гитару, посещает уроки вокала. Гены, как говорит моя дочь, сказываются! У нас сибирские казачьи корни, мой прадед нес службу на благо Отечества в Омском казачьем корпусе. Все мои предки по линии казаков жили до ста лет, все имели отличные голоса и великолепные музыкальные способности.