Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В детском возрасте велосипед можно изобретать миллион раз

Что общего между батутом, водными лыжами, перчатками без пальцев, меховыми наушниками, фруктовым мороженым на палочке и шрифтом Брайля? Все вышеперечисленное – изобретения детей. 17 января во всем мире отмечается День детских изобретений или, в ином переводе, День детей-изобретателей (Kid Inventors’ Day). А с этого учебного года в УрГПУ открылась «Детская академия изобретательства» под руководством профессора, доктора педагогических наук, директора института педагогики и психологии детства Сергея Новоселова.

 

Беседовала Татьяна Мостон

 Датой Дня детей-изобретателей выбран день рождения государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста Бенджамина Франклина. Свое первое изобретение – пару ласт для плавания, которые надевались на руки, – Бен Франклин изобрел в 12 лет. 

 

– Дети могут изобретать! Главное, чтобы рядом были взрослые, которые детские изобретения заметят, помогут извлечь из этого пользу, в том числе запатентовать, – уверен Сергей Аркадьевич. – Фрэнк Ипперсон из Калифорнии, когда ему было всего 11 лет, в 1905 году, придумал фруктовое мороженое. Газировка в стакане, оставленном на улице, замёрзла, и ложка вмёрзла в массу этого льда. На следующий день Фрэнк пошел продавать свое мороженое.


На фото: результаты работы проекта, представленные на мероприятии "Город технотворчества"

У Эдисона был принцип: изобретать только то, что полезно. Мы, россияне, другие. У нас иной менталитет. Мы часто изобретаем совершенно бесполезные вещи, потому что – нравятся. Я придумал безделушку, и мне хорошо, и я не задумываюсь, как ее продать. Мы менее прагматичны. Но если мы говорим о будущих инженерах, то необходимо элементы прагматизма вводить: Подумай, какая может быть польза из того, что ты сделал. Кому это нужно? Кто это может купить?

Однажды в игре с детьми мы придумали барашка, у которого вместо ног – карандаши, и он может ими рисовать. А через год появились рисующие игрушки (сегодня можно купить, наример, рисующего жука фирмы Crayola за четыре с небольшим тысячи рублей).

– Сергей Аркадьевич, проект «Детская академия изобретательства» направлен на развитие прагматизма?

– В том числе. Но это не главное. Проект связан с разработанной мной десятилетие назад технологией комплексного развития творческих способностей, где мы с детьми пишем стихи, сочиняем сказки, рисуем, создаем композиции, лепим из пластилина, занимаемся бумагопластикой, в результате чего должна появиться идея: что мы можем изменить в предметах окружающего мира. Что можно сделать с карандашом, листком бумаги или со своими тапочками?

Все, что попадает детям в руки, может использоваться ими как угодно. В игре палка превращается в лошадку, ракету или ружье. Мы обращаем внимание и на комбинирование слов детьми, когда появляются новые смыслы. Дети могут делать новое и не замечать этого. Слова: топорят (работают топором), болейки (таблетки) и многие другие – это продукт детского изобретательства. Дети выдают новое моментально, но этого не осознают. Процесс включения сознания – это очень важный момент, детям легче произвести новое, чем осознать то, что они сделали новое. Но для того, чтобы стать грамотным инженером или изобретателем, надо осознавать, что ты делаешь. Это недооценивает большинство педагогов, которые говорят или пытаются что-то сделать для развития способностей детей к изобретательству, но это очень важный элемент. Эдвард де Боно ввел понятие «латеральное (боковое) мышление»: для того, чтобы решить сложную творческую задачу, надо думать «около», отвлечься от нее, а потом вернуться к ней «с боку», чтобы найти оригинальное решение. Не можешь решить задачу, отвлекись, включись в какой-нибудь другой, интересный для тебя вид творческой самодеятельности, а потом вспомни про нерешённую задачу, и ты увидишь ее по-новому, поймешь новые подходы к её решению.

– Ваш проект тесно связан с региональным проектом «Уральская инженерная школа». Многие говорят о том, что надо готовить изобретателей, инженеров, начиная с детского сада.

– Когда начинаешь выяснять, как люди это видят, оказывается, все сводится к конструированию и азам робототехники. Это хорошо, но это односторонний подход. Из всего спектра способностей детей выхватывается одно, достаточно узкое направление, и начинаем детей в этом направлении развивать. А в детском возрасте как раз надо максимально много информации узнать, увидеть. Все, что ты узнал до десяти-двенадцати лет, сохраняется с тобой на всю жизнь, все остальное будет «вырастать» и «дозревать» на базе усвоенного в этом возрасте. Сколько бы мы ни говорили, что можно из ребенка делать изобретателя или инженера, по-настоящему серьезных методик и осмысленного опыта в этом направлении нет.

– Как я поняла, вы – за всестороннее развитие способностей детей?

– Я категорически против ранней специализации. Мозг должен развиваться всесторонне, ребенок должен хорошо говорить, уметь общаться. Ему нельзя запрещать заниматься тем, для чего он, возможно, предназначен, но надо его включать в интересную разнообразную деятельность. Определить талантливых детей в каком-либо направлении легко: если ребенок способен долго выдерживать определенный вид деятельности, значит, он для него подходит. Но будет ли он счастливым при ранней специализации, неизвестно.

– Дети, которых показывают в передаче «Лучше всех» лично у меня, кроме умиления, вызывают чувство тревоги узкой направленностью своих способностей.

– Для шоу-бизнеса это хорошо. У нас много детей, которые могут себя проявить. Ничего страшного, если это врожденная способность. Я читал о Хосе Рауле Капабланке, который в пятилетнем возрасте обыгрывал в шахматы всех взрослых Гаваны. Он настолько был увлечен шахматами, что мог не есть и не пить, только бы играть в шахматы. Родители были обеспокоены, они не думали, как бы из него сделать чемпиона мира по шахматам, их заботила его дальнейшая жизнь. Врач им посоветовал отвлекать его от шахмат. И они включили его в занятия бейсболом, поло, плавание в различные виды умственной деятельности. В результате он все равно в 33 года стал чемпионом мира по шахматам. Думаю, если бы его не отвлекали от шахмат, он мог серьезно заболеть, и это помешало бы ему стать чемпионом мира.

 

Еще в начале 20 века немецкий психиатр Радсток предупреждал: «…воспитателям никогда не следует добиваться того, чтобы из их питомцев вышли так называемые феноменальные дети (Wunderkinder), и для этой цели обременять мозг их непосильными занятиями, вследствие чего обыкновенно задерживается физическое развитие ребенка и появляется предрасположенность к душевным болезням… Так как психическим страданиям более всего подвержены именно даровитые, гениальные личности, то именно их и необходимо с детства оберегать по возможности от разнородных вредных влияний, от всего, что слишком сильно действует на нервную систему: всякие возбуждения, страсти, порывы должны быть сдерживаемы насколько возможно, самолюбие следует поставить в должные границы, а тщеславие и самомнение – искоренять самым тщательным образом. Воспитатель обязан не допустить богато одаренный ум до раздвоенности или односторонности и привить своему питомцу любовь к серьезным добродетелям».

 

В Манчестерском университете я встречался с нобелевским лауреатом в области физики, одним из создателей нового вещества «графен», Константином Сергеевичем Новоселовым. Оказалось, он, физик, хорошо играет на пианино, много рисует. Мы обсуждали с ним мою технологию развития творчества, и он сходу ухватил её суть и даже предложил попробовать использовать в ней новую технику одновременного рисования картины двумя художниками с противоположных листов холста, при этом художники не должны договариваться о сюжете картины – каждый должен развивать свою тему, глядя на то, что рисует партнёр, причём так, чтобы получилось цельное произведение с одним сюжетом. Общение с нобелевским лауреатом лишь утвердило меня в давно известной истине – нельзя быть узким специалистом. Если ты узкий специалист, ты ничего нового не сделаешь даже в своей области. Вспомним ещё и Козьму Пруткова: «Специалист подобен флюсу. Он односторонен».

– Сегодня одна из проблем – появление большого количества не говорящих, неэмоциональных детей.

– Проблема связана с тем, что многие взрослые довольны той ситуацией, когда ребенок сам себя занимает, не отвлекает взрослых от их повседневных проблем. Складывается ситуация, в которой ребёнку становится интересным общение с самим собой посредством искусственных технических помощников или посредством ухода в мир своих фантазий. Если детей-близнецов оставить одних, они начинают говорить на языке, понятном только им одним, это известный факт. Здесь происходит что-то подобное, только вместо брата-близнеца выступает телефон или компьютер, виртуальный мир. И ребенок перестает общаться с людьми. А это обедняет человека. Ребенок должен быть максимально открыт общению, иметь доступ к самой разносторонней, но контролируемой взрослыми, информации. Дети сегодня мало поют, мало танцуют, мало рисуют. Отсюда и отсутствие эмоциональности.

– Потому что мама и папа уткнулись в гаджеты?

– Основной наш принцип – творчество детей можно развивать только в сотворчестве, когда рядом мама, папа или другие дети. Помните дворы нашего детства – какие города и замки мы возводили в песочницах? Но мы всегда строили их с друзьями, одному играть было не интересно.

Сегодня студентов учу друдлам (помните, надо было отгадать, что это – вид сверху мексиканца на велосипеде, чашки с блюдцем). Помните наши шарады, «чепуху»? Именно в них развиваются творческие способности, исподволь формируется инженерное мышление. Игра «Чепуха» – это детский вариант логической изобретающей машины Раймунда Луллия, одного из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. В советское время творчество детей развивалось во многом стихийно, в играх, в общении детей между собой и со взрослыми. Сейчас, когда такого общения, такой стихийности, в хорошем смысле, стало значительно меньше, игры, развивающие фантазию и творческое мышление детей, необходимо организовать и направлять в процессе педагогической деятельности. Поэтому мы решили, что обязательно должна присутствовать коллективная или групповая сотворческая деятельность детей, и хорошо, если в ней принимают участие родители. Оказалось, что лего-конструирование и робототехника так увлекают мам и пап, что они активно включаются в эту деятельность. Моду на зарубежные конструкторы я объясняю увлечением взрослых – родители в своё время, а это конец восьмидесятых – начало девяностых, не доиграли, в отличие от тех, чьё детство пришлось на 60-е и 70-е годы. Да и сейчас, когда на первом месте в их жизни стоит материальный достаток, на работе не до творчества. Вот и играют взрослые в детскую робототехнику. Но это тоже хорошо, – если родители конструируют, играют в программирование роботов, а дети им помогают, значит, процесс сотворчества есть.

В рамках проекта мы хотим провести школу для родителей (бабушек и дедушек), где мы будем им повторять: «Не уставайте обращать внимание детей на то новое, что они сделали, ребенок должен почувствовать ценность самого факта создания нового, каким бы незначительным оно не показалось взрослым». Пусть дети придумывают что-то фантастическое, а взрослые – изобретут и организуют игру, в которой они вместе с детьми будут предлагать идеи того, как применить придуманное детьми новое фантастическое в понятный для всех предмет, с которым нам станет удобнее и интереснее жить. Это могут быть игры или игрушки, необычные бытовые предметы. При этом возможны повторы: если ребенок снова изобретет велосипед – это не страшно, в детском возрасте велосипед можно изобретать миллион раз и каждый раз это будет новый для ребенка велосипед. Дальше, на выходе из младшего школьного возраста, детей уже надо учить работать с информацией, отличать новое от уже известного, анализировать. На дошкольном уровне такую цель мы не ставим.

– Расскажите о практической стороне реализации проекта.

– Проект мы реализуем совместно с департаментом образования администрации города Екатеринбурга. Марина Валерьевна Бывшева, и.о. декана факультета педагогики и психологии дошкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент, очень активно сотрудничает с городскими и областными детскими садами. Владимир Иванович Подкорытов, директор Центра дополнительного образования ИПиПД, также активно участвует в проекте – он организует специальные программы дополнительного образования для педагогов детских садов. Один из источников подпитки проекта – магистратура. Недавно по моим программам «Педагогические технологии развития креативности», «Менеджмент инновационной деятельности» выпустились три заведующие детскими садами из Первоуральска, которые представили интересные диссертации, связанные с развитием творчества детей, и выразили желание сотрудничать с нами в данном проекте. То есть мы уже вышли за пределы Екатеринбурга в этом проекте. Надеемся заинтересовать и другие города Свердловской области.

Сегодня в проекте 17 детских садов. Активно проводим курсы повышения квалификации в области психологии творчества, методики развития творческих способностей. Когда читал лекции воспитателям и методистам, был удивлен количеству интересных идей, которые они продуцируют, тому, насколько воспитатели и методисты детских садов креативны. С чем это связано, я не знаю, это неисследованный мною вопрос, хотя подозреваю, что большинство из них – выпускники нашего института, и именно в наших стенах они впитали в себя дух творчества.

М.В. Бывшева организовала проведение семинаров, мастер-классов, к которым я привлек своих выпускников магистратуры, ставших лауреатами конкурса губернатора в номинации «Лучший педагог дополнительного образования», например, Елену Трифонову, которая является одним из лучших руководителей по образовательной робототехнике и развитию творчества детей. Она проехала по всем детским садам, участвующим в проекте, обучая педагогов. В декабре мы собрали всех участников проекта, чтобы они могли обменяться друг с другом интересными наработками.

– Кроме расширения географии проекта, что еще нового планируется?

– Готовим фестиваль детского изобретательства. Результатом детского творчества могут быть рисунки, стихи, сказки, загадки и пословицы. Любое стихотворение – это изобретение. Вербальное творчество (сочиняем стихи), переходит в визуальное творчество (рисуем), а затем комбинируем, изобретаем технические объекты. Моя роль заключается в том, что я на основе своего опыта и разработанных мною технологий могу показать этот переход от вербального и изобразительного творчества к изобретению. Мы проводим конкурсы и фестивали не для того, чтобы выявить, кто из детей лучший, мы хотим устроить праздник, чтобы каждый увидел, что он что-то интересное сделал. Интересное не только для себя, но и для других.

В процессе подготовки к фестивалю дети в сотворчестве с родителями и педагогами разрабатывают комплексные творческие проекты. Главное внимание при их выполнении мы обращаем на развитие и практическое применение способностей детей переносить свойства одного предмета на другой, объединять результаты творчества в необычные комбинации. Эта способность присуща детскому возрасту, надо лишь направить ее на пользу и детям, и родителям, и обществу в целом.

Фото С.А. Новоселова - В.Васильев, фото с мероприятия "Город технотворчества" предоставлено организаторами.