Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Мы вместе

Учим мам улыбаться детям

28.06.17 640
Поделиться
Рассказать

Текст: Елена Конюхова

1.JPG 

К идее такой школы я пришла из личного опыта. Когда я готовилась к рождению ребенка, то искала научную и популярную литературу о воспитании и развитии детей в семьях, где родители имеют нарушения зрения. В результате поисков я нашла только книгу 1989 года издания, которая была, конечно, написана незрячими родителями, имеющими опыт воспитания здоровых детей, но вышла в советские годы и была рассчитана совсем на другие реалии жизни. Полезной информации для себя из этой книги я не почерпнула. Потом родился мой сын, я стала накапливать собственный родительский опыт, и в 2014 году написала две книги. Обе вышли в специальных форматах – крупным шрифтом для слабовидящих и шрифтом Брайля для слепых. В этих книгах я, обобщив свой опыт и опыт других родителей с нарушениями зрения, предлагала рекомендации по воспитанию и развитию детей. Но хотелось сделать еще больше.

Как молодая мама я столкнулась с тем, что у нас в учреждениях социальной сферы, медицинских, образовательных организациях не понимают этой специфики проблем, которые существуют у семей, где родители имеют инвалидность. Есть такой подход: инвалидность – это исчерпывающая характеристика человека, они все без пола, без возраста, без учета специфики. Ребенок-инвалид как будто вырастает и сразу превращается в пожилого человека с инвалидностью. Целый комплекс проблем, связанных с взрослением ребенка с ОВЗ, его молодостью и зрелостью, проходит мимо. И если образование и трудоустройство все-таки в фокусе внимания, то проблемы, связанные с созданием семьи, родительством – такого направления просто нет. Если в такой семье дети тоже инвалиды, с ними, конечно, работают. Но если у родителей-инвалидов рождаются здоровые дети, то считается, что все нормально. Хотя, конечно, наличие инвалидности у родителей сказывается на качестве жизни детей в таких семьях.

01IMG_6979.JPG

Вот конкретный пример. Психологи и педагоги в наше время не сомневаются в необходимости и важности раннего развития ребенка. Тем не менее, ясельных групп в муниципальных детских садах остается все меньше, эти функции практически полностью перешли к частным студиям и школам развития. А там все построено так, что мама на этих занятиях едва ли не главное действующее лицо. Педагог только объясняет задание и раздает материалы, все остальное вместе с ребенком выполняет мама: направляет его руку, показывает, какой инструмент или материал выбрать, комментирует процесс и результат. Я тоже хотела отдать сына в школу развития в два с половиной года, и обнаружила, что или мне при отсутствии зрения придется как-то рисовать и клеить аппликации вместе с ним, или мой ребенок останется без развивающих занятий.   

На всех родителей маленьких детей ложится очень много обязанностей по самостоятельному развитию и уходу. Но у нас своя специфика – при отсутствии зрения нужно осуществлять присмотр и уход за зрячим (а значит, активным и не боящимся осваивать пространство) ребенком, как-то его купать, пеленать, кормить, гулять. Самая большая проблема – это прогулки и посещение с ребенком необходимых учреждений, например, поликлиники. Ведь за безопасностью малыша должны следить родители, сами имеющие сложности с передвижением.

В 2016 году ко мне обратилась Свердловская областная специальная библиотека для слепых с предложением организовать школу, чтобы я смогла изложить этот опыт другим родителям уже из рук в руки, и они бы тоже поделились с другими своими собственными наработками. Для получения объективных данных о проблемах, которые возникают у родителей с нарушениями зрения в процессе воспитания, развития и ухода за маленькими детьми, мы провели анкетирование незрячих отцов и матерей таких детей. Анализ анкет позволил установить, что эти люди испытывают больше всего проблем и трудностей, занимаясь: уходом за ребенком в возрасте до трех лет; ранним развитием нормально видящих детей; формированием навыков самообслуживания; общением на темы, связанные с детьми, со структурами в сфере образования, здравоохранения, досуга; приобретением товаров для детей. Наши предположения оказались правильными – это общие проблемы инвалидов данной нозологической группы.

В марте 2016 года мы открыли на базе Свердловской областной специальной библиотеки для слепых нашу школу для незрячих родителей, воспитывающих нормально видящих детей младенческого и раннего возраста. Это единственная такая школа в России, и, насколько мне известно, у других категорий инвалидов ничего подобного также нет. Цель нашей работы – формирование родительских компетенций у родителей с нарушениями зрения.

Мы выделили несколько блоков занятий.

1-й блок. Уход за детьми

Занятия проводит ведущий, но приглашаются также незрячие родители с большим стажем родительства и выращенными детьми. Они делятся с менее опытными родителями своими практическими рекомендациями, как при отсутствии зрения кормить, купать, гулять. Ведущий дает возможность тактильно познакомиться с различными средствами ухода за ребенком, облегчающими эту задачу для незрячих людей. Это тоже очень важно. На современном рынке представлено много средств по уходу за детьми. Зрячий человек приходит в магазин, видит что-то интересное и говорит: «Кажется, это удобная вещь, надо попробовать». А незрячий может даже в принципе не знать, что «велосипед», которого ему не хватает в быту, давно изобретен. В магазине он эту вещь не увидит, продавец ему не скажет, потому что не знает, что ему нужно. И мы приносим у кого что есть, знакомим, рассказываем, как теми или иными приспособлениями пользоваться.

2-й блок. Самостоятельное раннее развитие нормально видящих детей родителями с нарушениями зрения

Об этом я уже говорила: реальность такова, что родители с ОВЗ должны прилагать огромные усилия для того, чтобы развивать своих детей дома, самостоятельно.  Нужно к тому же учесть, что не все из них имеют педагогическое образование. На занятиях мы в доступной форме объясняем психолого-педагогические особенности детей младенческого и раннего возраста. И, конечно, ведущий Школы учит родителей, как надо правильно общаться с нормально видящими детьми. Мы учим самостоятельно заниматься развитием мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики, соленого теста, крупы, формировать у детей представления об окружающем мире, о цветах и формах, знакомить с доступными видами творчества. Все, чем мы пользуемся, мы приносим и показываем, даем родителям тактильно познакомиться с развивающими игрушками. Большим подспорьем для незрячих родителей являются различные сортеры, пазлы с неровными кусками, матрешки, а также популярные в наше время книги и плакаты, оборудованные электроникой, где называемый предмет озвучивается.

3-й блок. Социально-правовая защита семьи, в которой родители имеют инвалидность

По закону родители с ОВЗ наделены определенными правами, льготами и гарантиями в сфере труда, социального обслуживания и социального обеспечения. Дети, родители которых имеют инвалидность I или II группы, также наделены определенными гарантиями в сфере образования и здравоохранения. Мы рассказываем, что по закону положено родителям-инвалидам, растящим здоровых детей.

4-й блок. Услуги, предоставляемые учреждениями различной ведомственной принадлежности, родителями с нарушением зрения и их детям в возрасте до трех лет

Это учреждения социальной сферы – комплексные центры социального обслуживания, территориальные центры социальной помощи семье и детям. В фонде библиотеки для слабовидящих и слепых есть информация по вопросам воспитания нормально видящих детей родителями с нарушением зрения. Региональное отделение ВОС  предоставляет материальную помощь и организует досуг для данной категории детей. Обо всем этом мы информируем для того, чтобы родители-инвалиды знали, что они не одиноки, не изолированы от общества с их проблемами.

Наша школа профункционировала больше года, и пора подводить некоторые итоги. Мы обнаружили, что ее услуги востребованы не столько у родителей, уже воспитывающих детей до трех лет, сколько для будущих родителей. Школу активно посещали старшеклассники, которые учатся в коррекционных школах, и молодые пары, где оба супруга имеют инвалидность по зрению. Подчеркиваю, оба, потому что если в супружеской паре хотя бы один супруг зрячий, задачи решаются проще. А что касается родителей, которые именно сейчас воспитывают детей младенческого и раннего возраста – думаю, что им интересна информация, которая здесь дается, но они по объективным причинам не могут эту школу посещать. Они относятся к числу маломобильных категорий граждан, и к тому же очень загружены проблемами, связанными с уходом, воспитанием, развитием маленьких детей.  Мы пришли к выводу, что необходимо внедрять дистанционные формы, проводить занятия для родителей отдельно, а для школьников отдельно, и, конечно, записывать наши занятия на видеокамеру и хранить эти записи в фондах библиотеки для того, чтобы все желающие могли с ними познакомиться в удобное время. 

Мы прозанимались этот год с группой слушателей нашей школы и решили, что занятия пока прекратим. Пусть новые наши участники повзрослеют и вырастут. Зато мы решили издать еще одну книгу с практическими советами для родителей. Книга будет храниться в фондах библиотеки, а кроме этого, ее начитают и выпустят на аудионосителе.

Родительство – самая большая и ответственная проблема, с которой сталкиваются в своей жизни повзрослевшие «особые дети». Но она не единственная. По-настоящему вниманием общества охвачено мало сторон социальной жизни взрослых инвалидов. Даже познакомиться друг с другом им негде, если не брать в расчет большие города. Молодежь, имеющая ОВЗ и инвалидность, в маленьких городах и поселках просто заперта в четырех стенах вместе со своими родителями и телевизором. Она лишена возможности общаться между собой, не в курсе трендов молодежной культуры, ее знания о мире после того, как образование закончено, стремительно устаревают. Работа если находится, то тоже в основном в «резервациях» для инвалидов, а не среди здоровых людей. Общество должно для начала осознать, что стремление человека с ОВЗ к максимально полной, всесторонне содержательной жизни – не роскошь, а его естественное право. Тогда и законодательные меры, направленные на формирование доступной среды, будут внедряться легче.