Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Мы вместе

Увидеть ценность каждого

01.11.17 559
Поделиться
Рассказать

Весной этого года в рамках подготовки к Всемирному конгрессу людей с ограниченными возможностями здоровья был объявлен всероссийский конкурс студенческих эссе под названием «Увидеть ценность каждого». Организаторами стали Министерство социальной политики Свердловской области, Уральский государственный педагогический университет и другие организации. Откликнулись представители семи российских регионов и 16 образовательных организаций, а участие студентки из Беларуси придало конкурсу международный масштаб. Проект осуществился на платформе живаяистория-ургпу.рф

 

Текст: Ирина Шаманаева

 

О чем думается теперь, после прошедшего в Екатеринбурге конгресса людей с ОВЗ, когда читаешь работы этих очень разных молодых людей? Об их мудрости и честности. О том, что понимание инклюзии как естественного положения вещей становится по-настоящему близко молодежи.

«Знакомьтесь: девушку зовут Лика, она студентка 4 курса нашего университета. Однокурсницы относятся к ней весьма доброжелательно: сопровождают до остановки автобуса (по ее просьбе), помогают перейти из одной аудитории в другую, могут подсказать нужную информацию. Однако никто не делится с Ликой своими секретами, никто не зовет ее посидеть в кафе или сходить на концерт…» Лариса Мочалова из Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова затрагивает интересный аспект взаимоотношений людей с ОВЗ и здоровых людей: «Там, где в группе есть человек с инвалидностью, отношения с ним выстраиваются как доброжелательные, но формальные». И это тревожит автора, кажется неправильным. Инвалиды – не какие-то «чужие», это люди с ничуть не менее богатым внутренним миром, со своими суждениями, способностями, юмором, добротой, достоинством и мужеством. Признать, что отсутствие слуха, зрения либо возможности свободно передвигаться не лишает человека автоматически его личностной уникальности – это и означает увидеть ценность каждого человека.

Относиться к «особым» людям бережно и предупредительно – парадигма, которая, как это ни покажется странным, в современном мире начинает себя изживать. Люди с ОВЗ хотят выбирать профессию не из списка «посильных работ», а по зову сердца, заводить друзей не только в «своей» среде, а по выбору души, хотят, чтобы их творчество было интересно другим не потому, что это творчество инвалида, а потому, что это хорошо и талантливо.  «Я не «другой» человек, я – один из миллионов людей на земле», – пишет Дмитрий Багин, студент Краснотурьинского политехникума, будущий повар-кондитер. «Надо помнить, что понимание ценности каждого – это не пресловутая толерантность, не терпимость, а признание равным», – утверждает Сергей Панюков из Сыктывкарского государственного университета. «Зачастую мы запрограммированы на то, что если видим человека с ОВЗ, то первое, на что мы обращаем внимание – это на нарушение, недостаток, совсем забывая разглядеть в нем личность, имеющийся потенциал. Самостоятельно делаем вывод и сознательно ограничиваем рамки возможностей таких людей. Но ведь мы не имеем никакого права так поступать. Это нечестно, некрасиво, неблагородно, а главное – несправедливо!» – мнение Надежды Андронович из Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

– Конкурс стал уникальным опытом саморефлексии в контексте одной из актуальнейших проблем начала XXI века – «Я в инклюзивном социокультурном пространстве», – прокомментировала студенческие работы директор института специального образования УрГПУ Ирина Филатова. –  И важно еще вот что. Наши студенты, будущие дефектологи, составили порядка 10% от общего количества участников. Не большинство и даже не половина. Конкурс получился не на дефектологическую подкованность, а на определение уровня ценностного отношения к человеку с ОВЗ и на осознание самого себя в этом инклюзивном пространстве в качестве коммуникатора, друга, соученика, коллеги такого человека.  Как дефектолог я очень довольна итогами. Потому что основная миссия дефектолога, помимо непосредственных профессиональных обязанностей, – это трансляция в социокультурную среду ценностного отношения к человеку с ОВЗ. И если бы мы это отношение транслировали только своим коллегам и студентам, то конкурс сам на себе бы и замкнулся. Но мы привлекли ребят, представляющих самые разные специальности и уровни подготовки. Сама эта мысль – «Увидеть ценность каждого» – пошла в большую жизнь, а не в узкую профессиональную среду.

Победителям первой, второй и третьей степени высланы дипломы, подписанные ректором УрГПУ.  Инициатором дополнительных награждений победителей конкурса выступило Министерство социальной политики Свердловской области.  В конце 2017 года на его базе состоится научно-практическая конференция, посвященная подведению итогов I Всемирного конгресса людей с ОВЗ, и на ней победителям будут вручены благодарственные письма и памятные подарки. 

 

Итоги конкурса эссе «Увидеть ценность каждого»

Победитель I степени:

Надежда Андронович, студентка 2 курса Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка 

 Победители II степени:

Евгения Антонова, студентка 2 курса института специального образования Уральского государственного педагогического университета 

Надежда Савина, обучающаяся 1 курса Уральского горнозаводского колледжа имени Демидовых 

Победители III степени:

Татьяна Азанова, обучающаяся 1 курса Ревдинского многопрофильного техникума 

Дмитрий Багин, обучающийся Краснотурьинского политехникума 

Анна Серегина, студентка 3 курса института специального образования Уральского государственного педагогического университета.