Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Мы вместе

Творить будущее, созидая настоящее

04.04.2018
Поделиться
Рассказать

В марте в УрГПУ прошла творческая лаборатория социальной инклюзии для студентов и преподавателей

Image00003.jpg

Знакомство с чудесными открытыми людьми

14 марта прошло очередное мероприятие Творческой лаборатории социальной инклюзии для студентов и преподавателей УрГПУ. Представители Научно-практического социально-педагогического объединения «Благое дело» и кафедры педагогики института педагогики и психологии детства творчески подошли к обучению студентов основам инклюзивной педагогики: пригласили людей с ОВЗ в педвуз и дали им возможность самим многому научить студентов.

Проект «Творческая лаборатория социальной инклюзии» совместно с УрГПУ проходит в рамках большого проекта АНО НПСПО «Благое дело» и Фонда Р. Люксембург «Мастерская практической инклюзии: осознание перспектив и реализация». АНО «Благое дело» – один из организаторов Первого всемирного конгресса людей с ОВЗ, который прошел в Екатеринбурге 7–10 сентября 2017 года

Image00004.jpg

О том, как появился этот проект, рассказывает координатор проекта Юлия Токарева: 

– Идея проекта появилась еще в сентябре, когда в Екатеринбурге проходил Первый Всемирный конгресс людей с ОВЗ. Инвалидов все время стремятся куда-то интегрировать, чему-то научить, но ведь инвалиды имеют не только особенности – у них есть и особые способности, extrabilities, таланты, которых нет у обычных людей. Нужно посмотреть под другим углом – чему они могут нас научить, что могут дать обществу. Такая работа может быть реализована в разных проектах. Мы решили, что нужно привлекать молодых людей, потому что чем в более раннем возрасте человек научится адекватно воспринимать тех, кто не похож на него самого, тем более продуктивно и конструктивно пойдет это взаимодействие. Идея творческой лаборатории родилась для того, чтобы это взаимодействие непосредственно организовать. С одной стороны, оно абсолютно неформальное, а с другой, оно очень тесное, лицом к лицу. Поэтому формат мы выбрали такой. Наши ребята, ментальные инвалиды, приезжают сюда и непосредственно общаются со студентами (для них это тоже новый и интересный опыт), а с другой стороны, студенты перестают бояться, снимают шоры и начинают видеть человека, а не его внешнюю непохожесть, странность и тому подобное. На лекциях мы говорим, что у нас всех есть свои странности, крайности – просто эти люди чуть дальше ушли за этот край, чем мы. Зато они развивают другие свойства и качества. Если у них интеллектуальные ограничения, то сильнее развивается эмоциональная сфера, там можно найти целый кладезь эмоциональных душевных качеств. 

Image00002.jpg

– Проблема изменения отношения общества к людям с ментальными нарушениями требует большой работы, – говорит соорганизатор проекта со стороны УрГПУ, доктор педагогических наук, профессор Юлия Галагузова. – Важно научиться понимать, что все люди разные, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, что каждый человек  способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Идея включения требует от нас не только «включить», но и «включить-ся» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей. Поэтому не случайно мы решились на этот уникальный социальный эксперимент, в ходе которого люди с ментальными нарушениями обучают студентов умению с ними взаимодействовать, находить общие интересы, а творческая деятельность – тот эффективный ресурс, когда можно выйти за рамки стереотипов и алгоритмов и развить в себе скрытые способности и таланты.

Image00008.jpg

Взаимодействие в искусстве и творчестве (музыка, танцы, валяние из фетра, шитье и т.д.) выбраны для работы не случайно. Искусство воздействует на уровне души, помогает раскрыться всем участникам встречи. А совместная работа не просто «лицом к лицу», но и «рука в руке» помогает по достоинству оценить друг друга, увидеть личность, наделенную умениями и способностями. Мощный импульс к появлению такого проекта дал, конечно, конгресс людей с ОВЗ. Многие студенты-волонтеры на конгрессе впервые в жизни увидели, что инвалид – это не объект благотворительности, а человек, который несет в мир позитивный заряд огромной силы, свои таланты, свое человеческое достоинство, свое желание помогать другим. 

На мастер-классах руководитель АНО НПСПО «Благое дело» Вера Симакова договорилась с профессором ИПиПД УрГПУ Юлией Галагузовой о совместной работе. И вот работа началась. Встречи и мастер-классы проходят с февраля, уже состоялись мероприятия в ИПиПД, в ИМиХО. 

Ирина Шаманаева 

Международный день человека с синдромом Дауна

 

21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, в УрГПУ прошел День инклюзии. В гости к студентам в очередной раз приехали люди, имеющие ментальные нарушения, и их наставники из Научно-практического социально-педагогического объединения из Верх-Нейвинска «Благое дело».

Image00006.jpg

– Стало доброй традицией УрГПУ собирать в своих аудиториях самые разные группы людей, – обратилась к участникам встречи ректор Алевтина Симонова. – Третий день идет Большой географический фестиваль, в университете проходят олимпиады, тотальные диктанты, конференции. Университет открыт самым разным направлениям деятельности. Я считаю это нашим достижением – то, что люди к нам приходят, и мы рады всех встретить. Предлагаю сделать творческую лабораторию постоянно действующей, чтобы студенты и преподаватели вуза могли участвовать в этом благом деле.

Почетный гость мероприятия, председатель комитета по молодежной политике, развитию физической культуры, спорта и туризма Законодательного собрания Свердловской области Елена Чечунова подтвердила слова Алевтины Александровны:

– Педагогический университет необычайно гостеприимен, здесь проходят самые разные мероприятия, в которых активно участвуют студенты и преподаватели. Мы много говорим об инклюзии, но нам предстоит еще пройти большой путь, чтобы все, о чем мы мечтали, сбылось. Очень важно, чтобы каждый человек имел возможность осуществления всех своих планов.

Image00011.jpg

Вера Симакова, руководитель АНО НПСПО «Благое дело», приветствуя собравшихся, заявила:

– Мы вместе можем творить будущее, созидая настоящее. Мир создан из разных людей. Инклюзия – это совместная деятельность, где каждый делает маленькое чудо. В культуре и творчестве нет границ. Наши души через любовь соединяются безгранично.

А дальше случилось маленькое чудо – совместный концерт людей с особыми потребностями из «Благого дела» и студентов вуза. Дарья Яхина, магистрант ИПиПД вдохновенно читала стихотворение Роберта Рождественского «Все начинается с любви»:

– Весна шепнет тебе: «Живи...»

   И ты от шепота качнешься.

   И выпрямишься. И начнешься.

   Все начинается с любви!

Ребята из ВИА «Waves band» («Благое дело») вместе с волонтерами из отряда «Азимут» пели песни из репертуара «БИ-2» и «Сансары» под звуки гитар, саксофона, синтезатора, барабана и маракасов. А остальные гости из Верх-Нейвинска в это время с гордостью поглядывали на зрителей: что, мол, не ожидали, как наши могут?

Image00014.jpg

Елизавета Бердюгина жизнерадостно пела: «Я бы хотела нарисовать мечту», и ямочки на ее щеках светились, и не верилось, что она студентка ИПиПД, а не ИМиХО.

Восторженными криками встретили зрители студию инклюзивного танца «Виват». На сцене отплясывали клоуны – яркие, красноносые, и, как положено, смешные и добрые.

Слаженное и виртуозное исполнение музыкальной композиции дуэтом из ИМиХО – Андреем Полушкиным и Ильей Ковтуном, в строгих черных рубашках и с черно-белыми аккордеонами сдержанно оттенило буйство разноцветной клоунады.

Фолк-группа «Птица» («Благое дело») сыграла музыкальные композиции к средневековым танцам «Фарандола» и «Сельская жига». Музыканты использовали колокольчики, барабан, бубен, дудочки и массу еще каких-то малоизвестных этнических инструментов. А на скрипке и мандолине, как оказалось, можно играть, не прижимая струн.

Буйство этно-инстументов было продолжено, когда добровольцам из зала выдали шумелки, чтобы аккомпанировать Олегу Федчуку при исполнении авторской песни «Сова».


Image00017.jpg Image00019.jpg

Но еще больше самых разных способов звукоизвлечения было использовано в перфомансе на стихи поэтов Серебряного века «Я в этот мир пришел». Здесь были и поющая чаша, и инструмент, названный в народе «музыкальной кастрюлей», лира в форме босой ноги, и даже звуки шуршащих полиэтиленовых пакетов и рвущихся газет. Вздымались вверх яркие полотнища, наматывались на руку красные ленты, люди на сцене читали стихи, водили замысловатые хороводы и рисовали под странные звуки странных инструментов.

Удивило, как слаженно ребята работали, как хорошо они знали свои роли, как трогательно поддерживали друг друга на сцене. Чувствовалось, что это единый дружный коллектив.

Украсила концерт своим профессиональным пением Алена Неволина, студентка 3 курса ИМиХО. «А, знаешь, все еще будет», – пела Алена, и все верили, что все самое лучшее еще впереди.

Завершился день инклюзивными мастер-классами. В актовом зале разучивали французский вальс, в «стекляшке» звучала музыкальная импровизация: в шуршание этно-инструментов вплетались дудки, свистульки и колокольчики.

Image00023.jpg Image00029.jpg

В соседних аудиториях мастерили пасхальных цыплят, больше похожих на нахохлившихся воробьев, акварели из шерсти, завязывали узлы на гриве и ножках-болтушках у деревянной лошадки.

Этим ярким и активным днем проект Творческой лаборатории социальной инклюзии не завершился. Впереди – ответный визит студентов и преподавателей УрГПУ в Верх-Нейвинск.

Татьяна Мостон

   Отзывы студентов

В современном мире немало людей с различного рода нарушениями умственного и психического развития. Такие люди называются людьми с ментальными отклонениями. Их можно встретить где угодно: в общеобразовательной школе, при посещении какой-либо организации, а порой даже на улице. И возникает вопрос: как же общаться с такими людьми? Жалея их? Уходя от разговора? Или, все таки, на равных?
Именно этому вопросу и была посвящена встреча студентов института педагогики и психологии детства УрГПУ и организации из Верх-Нейвинска «Благое дело». И нас познакомили с чудесными открытыми общительными и интересными людьми, которые рассказали нам о себе, о своих увлечениях, с любопытством выслушали нас. Общение проходило легко и непринужденно. Несомненно, взаимодействие происходило с учетом тех или иных психических или умственных нарушений, но это ничем не отличалось от общения с учетом особенностей любого человека.
Мы узнали, что наши гости – разносторонние люди, имеющие множество увлечений. Они занимались музыкой, ручным творчеством, танцами. В качестве работы они трудились в мастерских при организации «Благое дело». Из первых уст нам было рассказано про валяльную мастерскую, гончарную мастерскую, свечную мастерскую, швейную мастерскую, мастерскую бумаги и деревянную мастерскую.

На память об этом мероприятии нам остались несколько фотографий, новый опыт взаимодействия с необычными знакомыми, теплый шерстяной браслет, созданный своими руками, и, конечно же, яркие впечатления!

Анастасия Кобелева, ИПиПД, группа ДОШ-1501

   

Мы живём в огромном мире, в котором нас окружают совершенно разные люди. Конечно, среди них есть особенные люди, которые не похожи на нас и друг на друга: кто-то не видит, кому-то тяжело ходить и говорить, а у кого-то просто нет возможности передать свои чувства. Мы знаем об их существовании, но не можем с ними свободно общаться. Именно из-за нашей неграмотности в вопросах взаимодействия с такими людьми мы начинаем закрываться, пытаемся избежать всяческого контакта и тем самым создаём огромную пропасть между нами. И, чтобы этой пропасти не было, и мы могли спокойно общаться, делиться знаниями друг с другом, уже во второй раз в гости к студентам Института педагогики и психологии детства УрГПУ приехали сотрудники и члены организации «Благое дело».

Для нас организовали два мастер-класса, которые были совершенно различны по своей направленности, что в очередной раз доказывает, что люди с неограниченными возможностями очень разносторонние, способные и талантливые.

Пусть эти люди родились непохожими на нас, однако они сумели стать личностями и отстаивают свою индивидуальность, хотя зачастую это не получается даже у обычных людей. Ведь самое простое – видеть в человеке его диагноз, при этом не замечая, какая он личность.

Фадеева Аня, ИПиПД, группа ДОШ-1501