Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Мы вместе

Если вы стремитесь быть понятыми — вас поймут: в УрГПУ прошел круглый стол по доступной среде

21.11.18 392
Поделиться
Рассказать

21 ноября в УрГПУ прошло событие, обещающее стать традиционным: круглый стол «Организация работы по развитию доступной среды в вузах Екатеринбурга». Чтобы поделиться своим опытом в инклюзивном образовании, собрались представители девяти высших учебных заведений города.

От имени ректора УрГПУ собравшихся поприветствовала проректор по учебной работе Маргарита Кусова:

— Сегодняшний круглый стол — свидетельство того, что общество переходит на новый уровень понимания социума. Сегодня мы от проблем пандуса перешли к проблемам содержания. Целевой индикатор программы «Доступная среда» — доля инвалидов, которые положительно оценивают отношение к ним общества.

Директор центра развития доступной среды и социальной работы Юлия Валуева рассказала об опыте работы УрГПУ:

— Университет уделяет огромное внимание работе со студентами с инвалидностью или ОВЗ. Сегодня у нас учится 23 студента с ограничениями в здоровье на очной форме обучения, 20 — на заочной форме, один студент — на очно-заочной форме обучения и один — в подготовительном отделении.

С 2016 года реализуется проект создания в вузе доступной среды. За это время увеличены проемы входных групп в зданиях, они оборудованы пандусами и поручнями, в столовой создано специальное место, есть кабинки в санитарно-гигиенических помещениях, закуплены подъемники и обучена группа студентов-волонтеров работе с ними. Университет оснащен специализированным оборудованием для лиц с нарушениями слуха или зрения.

В вузе создаются специальные условия для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. При необходимости им увеличиваются сроки сдачи зачетов и экзаменов, вводится гибкий график посещения занятий. Размер государственной стипендии таким студентам увеличен в 1,5 раза, им выделяется материальная помощь на покупку дорогостоящих лекарств и проведение операций. Дважды в год они проходят оздоровление в санатории-профилактории вуза. Показателен результат работы по профориентации и трудоустройству: за последние 5 лет трудоустроены 100 процентов выпускников с инвалидностью.

Студенты с особенностями здоровья активно участвуют во всех мероприятиях вуза, а также в специализированных конкурсах.

— База, которая создана в университете, не может не радовать, но перед нами стоит еще много нерешенных задач. Мы реально стараемся сделать для студентов с ОВЗ все, что можем, — добавила начальник управления социальной работы Елена Дружинина.

Старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии института специального образования УрГПУ Галина Труфанова познакомила собравшихся с особенностями взаимодействия со студентами, имеющими инвалидность:

— В обществе есть две негативные установки по отношению к инвалидам: стремление избегать контакта и гиперопека. Причина этого чаще всего кроется в незнании особенностей и правил поведения с такими людьми.

Галина Константиновна подробно рассказала, как вести себя при взаимодействии с лицами с нарушением зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата:

— Помните: специализированные устройства для инвалидов — это часто неприкосновенное личное пространство человека. Признайте его равным. Если вы стремитесь быть понятым — вас поймут. Инклюзивным должно быть не только образование, но и общение.

Проректор по учебной работе УрГАХУ Виктория Исаченко рассказала об опыте своего университета:

— Мы сопровождаем студентов с ОВЗ на этапе поступления, во время обучения и после выхода из вуза в течение трех лет. Удлиняем период вступительных испытаний на 1,5 часа, развиваем волонтерство. Главное — человеческое отношение к студенту с ОВЗ, который к нам пришел.

Виктория Игоревна упомянула о проектах, разработанных студентами УрГАХУ: о студенческом архитектурном проекте многофункционального центра для инвалидов в крупном городе, о конструировании предметов для создания доступной среды: книг, игрушек и «умной» одежды. Есть защищенные патенты в этой области, но практически нет предприятий, готовых их внедрить в производство.

Елена Николаевна Дружинина вместе с студенткой УрГПУ Анастасией Пермяковой рассказала об участии в конкурсе Абилимпикс (напомним, что наши студентки заняли первое и третье место в компетенции «учитель начальных классов») и пригласила представителей других вузов активно принимать в нем участие.

Проблемами, с которыми сталкивается администратор вуза в работе по организации специализированных мероприятий, поделилась начальник управления по социальной работе УрГЭУ Анна Зотова.

Доцент кафедры государственного управления и политических технологий Уральского института управления — филиала РАНХиГС Инга Жукова рассказала об общении с людьми с ОВЗ как ресурсе саморазвития:

— Инвалиды нам нужны, чтобы показать наши неограниченные возможности, и как мало мы их используем. Одна из наших студенток с ОВЗ стала депутатом Областной Думы. Другая организовала два частных предприятия.

Директор детского центра «Планета КИИС» поделилась впечатлениями об организации инклюзивного образования в США и рассказала о работе своего центра, где вместе с обычными детьми занимаются ребята с ОВЗ.

— Когда сталкиваешься с проблемами, часто создается ощущение, что ты решаешь их в одиночку. Спасибо УрГПУ за приглашение на круглый стол. Такие встречи очень продуктивны, они позволяют почерпнуть чужой опыт и предложить свои услуги, — поблагодарила организаторов Марина Дудина, декан факультета творческих индустрий Екатеринбургской академии современного искусства. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Татьяна Мостон
Фото: Александра Карпушева