Top.Mail.Ru
Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

«И случай, бог изобретатель...»

6 декабря в двух детских садах Екатеринбурга, объединенных проектом  «Детская академия изобретательства», прошли не совсем обычные занятия.

Текст и фото: Ирина Шаманаева

IMG_9674.JPGIMG_9681.JPGIMG_9683.JPGIMG_9692.JPGIMG_9701.JPGIMG_9705.JPGIMG_9718.JPGIMG_9727.JPGIMG_9732.JPGIMG_9776.JPG

Дети показывали свои умения импровизировать, фантазировать, находить применение самым разным вещам, а педагоги им совсем чуть-чуть (на первый взгляд) помогали. Но за этой деликатной работой по раскрытию детского изобретательского потенциала стоит и обширная практика самих педагогов дошкольного образования, и прочный теоретический фундамент, который сформировали руководители и идейные вдохновители «Академии изобретательства» – директор ИПиПД Сергей Новоселов и декан факультета педагогики и психологии дошкольного образования Марина Бывшева.

 В МАДОУ № 33 состоялось открытое занятие, которое может обобщить и завершить  целый цикл занятий по практически любой тематике. В нем использовался метод пустых полей, который пришел из психотерапии. Детям предложили карты земной поверхности, океана и космоса, которые нужно было заполнить сделанными своими руками и подходящими по смыслу вещами, предложили разнообразные материалы для этих вещей, а пробудить фантазию должен был сказочный сюжет. На планету Земля прилетает робот, у которого стерлись карты памяти, и поэтому он ничего не помнит о себе и ничего не знает о месте, в котором оказался. Все, что у него есть – три пустые карты, зелено-коричневая, синяя и черная. Дети вызвались ему помочь. Под мягким, направляющим руководством воспитателя Натальи Владимировны Жигаловой ребята стали населять Землю людьми,  животными и растениями, застраивать домами. Пять минут – и вот уже готовы домики из «Лего» (построенные не по схемам, а так, как подсказала фантазия), человечки из прищепок, насекомые из пушистой проволоки. Для морской карты ребята захотели создать с помощью бумаги и ножниц разнообразных морских животных: кто-то – реальных, а кто-то – фантастических. И наконец, на космической карте появились модули международной космической станции из пластилина и зубочисток, звезды, планеты.

В ходе этой работы мы, гости открытого занятия, своими глазами увидели, как работает детская фантазия. Вот один ребенок взял прищепку и дополнил ее согнутым кусочком бумаги – получился не просто человечек, а человечек сидящий. Вот другой ребенок взял гусеничку, свернутую из зеленой проволоки, надел на палец и стал им двигать, – получилась готовая кукла для пальчикового театра. Воспитатель тут же отмечала эти маленькие детские «ноу-хау», хвалила их авторов, просила подумать, что еще можно сделать с новыми предметами. «Изобретательство начинается там, где случайным образом  соединяются разные объекты, – прокомментировал Сергей Аркадьевич Новоселов. – Ребенок делает это неосознанно.  А вот задача взрослого – воспитателя, родителей – понять ценность этих детских идей, подхватить их и помочь развить дальше. Не все взрослые это понимают сразу, их нужно специально готовить . Не случайно наша «Академия изобретательства» работает не только с педагогами, но и с родителями».

Одним из самых интересных моментов стало сочинение сказки экспромтом. Дети выбрали героя – им стала та самая пушистая гусеничка – и стали предлагать сюжетные ходы. Для такие игр нужно побольше времени, так что гости застали только самое начало творческого процесса, но и то, что дети успели придумать, обещало вырасти в интересную историю. Гусеничка собиралась в путешествие на самолете, но все перепутала, села на ракету и полетела в космос. Но ракета потерпела крушение, так что путешественница вместо космоса упала в море. Теперь ей предстояло научиться разбираться в морских обитателях и определять, кто из них друзья, а кто враги.  И снова не менее интересно, чем за детьми, было наблюдать  за работой воспитателя. В условиях фактического «мозгового штурма», когда с мест выкрикивается множество идей, очень важно отметить ценность каждого мнения. Даже если ребенок выкрикивает какую-то, на взгляд взрослого, чепуху, необходимо и ее выслушать со всем вниманием и уважением. Это «питательный бульон» для мысли, это субстрат, на котором потом вырастет что-то по-настоящему интересное, и это база для будущей адекватной самооценки маленького изобретателя.

Случай играет огромную роль в детском изобретательстве. Не зря мы вынесли в заглавие знаменитую строку А.С. Пушкина. Начало этого стихотворения – «О, сколько нам открытий чудных…» – знают все. Оно когда-то было эпиграфом к замечательной советской передаче «Очевидное – невероятное», вот только говорить в научной программе о Боге и о случае в то время было неуместно, хотя именно случай сыграл во множестве великих открытий роль спускового крючка.  Поощрять детей свободно комбинировать разные объекты и манипулировать ими так, как им нравится, очень важно. Так открываются новые свойства этих объектов, их потенциальные возможности. И все-таки сам по себе случай – еще не все. Нужна любознательность, нужна интуиция. Необходимы элементарные технические навыки. Репродуктивную деятельность недооценивать не следует, так что и сборка моделей по схеме, и перерисовывание картинки, и многократное повторение за воспитателем базовых приемов тоже очень важно. Бесценна роль личного опыта ребенка. «Если мы хотим, чтобы ребенок построил из кирпичиков горку, не нужно торопиться давать ему схему, – отметил Сергей Аркадьевич. – Пусть он вспомнит, как выглядит горка и воспроизведет ее по памяти как сможет, потому что каждый ребенок неоднократно ее видел и скатывался с нее».  Только глядя в планшет или монитор, этот опыт получить невозможно.

– Главная педагогическая цель в этой работе – развивающая, – подчеркнула Марина Валерьевна Бывшева. – Обучающая задача достаточно очевидна, воспитывающая тоже никуда не делась, но самой важной задачей, которую здесь ставит педагог, является развитие детей. Она становится центром при комбинировании занятий в рамках какого-либо проекта.

В МАДОУ № 223 у подготовительной группы проходил тематический День чудесных превращений.  На открытом занятии ребята развивали свой уже довольно давний проект – «Страна Лилипутия». Идея в том, что в большом городе Екатеринбурге кроме людей живут еще и малыши-лилипуты, и у них все «как у взрослых», только очень маленькое. В этот раз дети под руководством воспитателя Юлии Николаевны Толстобровой строили для лилипутов парк развлечений.  Работа была очень интересно организована: все происходило на большом круге из пластика, разделенном на сектора. В этот раз круг был парком, но может, в зависимости от темы, быть чем угодно: все та же методика «пустого поля». Дети брали себе по сектору и творили из керамических кирпичей. «У меня каток!» – представляли они потом свои сооружения. «Это автодром и картинг». «Я построила чертово колесо». «Это будет карусель». «А у меня – американские горки!»

В этот день мы еще раз увидели возможности использования керамического конструктора. Строить из него, конечно, очень увлекательно, можно почувствовать себя настоящим каменщиком. К наборам прилагаются и специальный клей, и красочные буклеты с образцами зданий. Но Сергей Аркадьевич и Марина Валерьевна считают, что не менее ценно использовать его в других педагогических целях. Можно, например, выкладывать из маленьких кирпичей буквы и слова, выражать цветом и формой материала свои эмоции. Все эти приемы показала учитель-логопед Ирина Сергеевна Тимергазина.

О том, как появилась идея Детской академии изобретательства, «Народный учитель» уже писал. Но о главном не лишне будет напомнить. «Мы в ИПиПД давно занимаемся развитием креативности и творчества, применяем ТРИЗ и другие технологии, но работали в основном со студентами, – рассказал  Сергей Новоселов. –  А потом задумались, можно ли применить наши наработки к маленьким детям.  Толчок был дан Уральской инженерной школой.  Повсюду начали говорить: «Давайте готовить инженеров с детского сада!» Но мне показалось, что не все понимают, что это такое, особенно когда говорят: «Воспитайте нам работников для нашей компании». Но это абсурд.  Ребенка нельзя настраивать с детского сада на определенный вид деятельности.  Мы еще не знаем его склонностей. Мне нравится идея гармоничного, комплексного развития ребенка. Этим мы в Академии и занимаемся вместе с руководителями и педагогами детских садов».

В проекте «Детская академия изобретательства» уже около 30 детских садов Екатеринбурга и Первоуральска. Работа организована в проектной форме: каждый детский сад берет себе определенную тему на какой-то срок, в зависимости от возможностей своих детей, работает над этой темой и выдает завершающий результат.  В начале 2017 года состоялся первый фестиваль, на котором почти все детские сады-участники Академии представили общий проект «ФэнтезиБург». Этот город, одновременно высокотехнологичный и экологически продуманный,  дети, педагоги и родители построили вместе – улицу за улицей, квартал за кварталом, из самых разных материалов.  Полету детской фантазии изумлялись даже опытные инженеры. «Мы-то, педагоги, хорошо знаем: кончились идеи – иди «в народ»», – улыбается директор МАДОУ № 223 Ирина Владимировна Басова. И уточняет, что «в народ» – это значит «к детям». У них всегда найдется свежий взгляд на привычные вещи, и своей неуемной жаждой нового они способны подтолкнуть усталых взрослых к новым теоретическим разворотам и практическим решениям.  «Самое главное – чтобы и у взрослых не пропадало желание творить, – поддерживает ее Марина Валерьевна. – Педагог – это очень творческая профессия, творчество в ней требуется постоянно».

В 2018 году фестиваль детских проектов Академии состоится снова, подготовка к нему уже началась. Предложена общая тема «Игры и игрушки».  «Загорелись» уже целые семьи. Все преимущества такой совместной творческой деятельности трудно даже просто перечислить через запятую. Растет взаимопонимание в семье. Ребенок по-новому смотрит на своих родителей, родители – на ребенка. Растет взаимопонимание и взаимоуважение между родителями и педагогами.  Не секрет, что старшее поколение кое-где до сих пор невысоко ставит труд воспитателей, и такие мероприятия позволяют лучше понять, что такое современный детский сад и как важна роль этого этапа в развитии ребенка. А еще в ходе этой деятельности рождаются уникальные идеи. Немало детских изобретений удается даже запатентовать. Но если и окажется, что это уже где-то кем-то придумано, ценность личного открытия юного изобретателя это ничуть не умаляет.